Возвращение в девелопмент
«РАН-Эстейт», аффилированная с петербургским производителем ликероводочных изделий компанией «Ладога», построит бизнес-центр на Московском шоссе. Объем инвестиций эксперты оценивают в 10—12 млн долл., а предполагаемый метраж в 20—30 тыс. кв. м. Как сообщили в «Ладоге», которая ранее заявляла о решении отказаться от проектов в сфере недвижимости в пользу основного направления бизнеса, объект будет построен для собственных нужд компании.
ОАО «Промышленная группа «Ладога» основано в 1995 году. Основной актив — завод в Петербурге мощностью около 4 млн дал. Объем производства — около 2 млн дал в год. Работает преимущественно в премиальном сегменте. Основные марки — «Царская золотая», «Ладога», Prestige. Кроме того, выпускает коньяки, шампанское и пр., а также занимается импортом. Среди подконтрольных компаний ЗАО «Росалко-Нева» (торговый дом), ООО «РАН-Транс» (транспорт) и ООО «РАН-Эстейт» (недвижимость). Принадлежит президенту компании Вениамину Грабару (чуть более 40%) и менеджменту.
Вчера ООО «РАН-Эстейт» получило от города под строительство и проектирование участок площадью 0,4 га по адресу: Московское шоссе, уч. 1 (севернее д. 15А). Предполагается, что на участке будет построен бизнес-центр.
Ранее в интервью РБК daily Вениамин Грабар заявлял, что при формировании стратегии «Ладоги» было принято решение избавиться от непрофильных направлений и продать активы из сферы недвижимости. В частности он говорил о двух коттеджных поселках, бизнес-центре, нескольких жилых домах и торговых объектах. По словам г-на Грабара, новый проект не означает смены курса, так как реализуется для собственных нужд и на собственные средства компании. Напомним, завод «Ладоги» располагается также на Московском шоссе.
Эксперты оценивают предполагаемый метраж постройки в 20—30 тыс. кв. м, объем инвестиций — в 10—12 млн долл., срок окупаемости — в семь-девять лет. По их мнению, возможен как переезд «Ладоги» из ее офиса в центре (на Английской наб.), так и работа на двух площадках одновременно. А вот рассчитывать на привлечение сторонних арендаторов для бизнес-центра на Московском шоссе ей лучше не стоит. По словам Всеволода Щербакова, заместителя директора департамента консалтинга Colliers International, на фоне значительного падения спроса на офисные площади преимущество имеют проекты с хорошим местоположением — в центре, рядом с метро. Кроме того, могут возникнуть сложности с получением инженерных мощностей. «Бизнес-центр с подобной локацией подойдет в качестве бэк-офиса для крупной компании, — считает директор по маркетингу генподрядной компании СТЭП Дмитрий Карманов. — Его класс будет не выше «В».
По мнению Сергея Федорова, директора по развитию Praktis CB, «Ладога» может принять решение сдать свой офис на Английской набережной и выгодно реинвестировать деньги. «В кризис это актуально, поскольку себестоимость работ снизилась в полтора раза», — заключает он. — Кроме того, расположение офиса рядом с производством — это идеальная схема». С ним согласна . «Вероятно, на Английской набережной останется представительский офис, а остальные площади будут либо сдаваться в аренду, либо выставляться на продажу. Подобная оптимизация затрат сейчас вполне в духе времени», — .
Маргарита Рахнова, Наталья Ковтун
RBC Daily, 13.05.2009