Рынок жилой недвижимости Петербурга: «Недострой» по сдельной цене
03 августа 2009
Постановление №760 «О мероприятиях, направленных на завершение реализации инвестиционных проектов» разработано для решения проблем, возникших у владельцев объектов коммерческого назначения и не может быть применен к жилой недвижимости.
По словам руководителя пресс-службы Фонда имущества Алины Куберской, заявок от оказавшихся несостоятельными инвесторов пока не поступало, хотя признаки того, что в ближайшее время они появятся, уже имеются. «Есть компании, которые в этом заинтересованы, и их представители у нас уже были, – объяснила Алина Куберская. – Но до конкретных решений дело пока не доходило».
Эксперты не сомневаются, что в ближайшее время торги все же состоятся. Об этом говорят объективные факторы. По словам председателя комитета по строительству Вячеслава Семененко, к концу первого полугодия в городе было остановлено 20 из 250 строек. В их числе проекты таких крупных компаний как A+Estate (группа ЛСР), «Адамант», «Главстрой», и подобных. Несколько компаний официально признаны банкротами. Более 130 компаний подали иски на сумму 3 млрд 289 млн рублей, чтобы воспользоваться предоставленной городом отсрочкой текущих инвестиционных платежей.
«Продажи коммерческих объектов рано или поздно, конечно, начнутся, – уверен коммерческий директор компании «Синтез» Юрий Виллевальде. – Но только у тех, кому срочно нужны деньги, кого за горло держат кредиторы или какие-то обстоятельства, потому что по нормальной цене продать незавершенный проект сейчас очень тяжело. Дело в том, что строительство велось по старым ценам. Сейчас материалы, подрядные работы, оплата рабочей силы значительно упали в цене, и получается, что теперь объект даже по себестоимости не продать. Я думаю, что все пойдет по аналогии с жилой недвижимостью. Когда в конце года Фонд имущества объявил о том, что квартиры будут скупаться по 47,3 тыс. рублей за кв. м, все смеялись. Тогда свои объекты на торги выставила только одна компания – «Дальпитерстрой». Сейчас же другие, вполне серьезные организации, считают, что 47,3 тыс. рублей за квадрат – совсем неплохая цена».
В том, что незавершенные объекты продаваться будут, сомневаться не приходится. Вопрос – насколько вероятен спрос на «незавершенку». , никто не стремится покупать недострой. «Это самое неблагодарное дело, – , – поскольку вскрывается множество ошибок, допущенных при проектировании строительных комплексов. Если же говорить о высокой стадии, то о себе может дать знать и неудачная концепция. Рентабельность таких проектов зависит от качества строительства и планировочных решений недостроенного объекта. Однако, если более года объект стоит без консервации, то, как правило, конструкции уже подвергаются частичному разрушению. Надо проводить тщательное техобследование по этому объекту».
Юрий Виллевальде тоже думает, что достраивать брошенный объект опасно. «С незавершенкой все непросто. Там можно очень сильно «вляпаться», поскольку по документам может быть одно, а на деле – совсем другое. Приведу пример из жизни. Инвестор поменял генподрядчика на стадии, когда дом был практически построен. Остались мелочи – сделать инженерию, провести отделочные работы. Новая генподрядная организация начала проверять, и оказалось, что лестничные пролеты – просто не помещаются. То есть на первых этажах они нормальные, а на верхних произошел какой-то сдвиг, и лестничные марши уже не поставить. Выход из такого положения один – надо разрушать, перестраивать, переделывать, а это может быть дороже, чем строить заново».
Впрочем, по мнению директора по продажам компании «Сестра Ривер Девелопментс» Ольги Копейкиной, успешные и устойчивые в финансовом плане компании, стратегия развития которых допускает вложение активов в недвижимость, могут заинтересоваться продажей недостроенных объектов.
Аналогичного мнения придерживается и Юрий Виллевальде. «В принципе, люди, которым интересен недострой, сейчас есть. Но они, если и будут покупать, то только очень хорошие объекты и по очень низким ценам». По его мнению, девальвация рубля и нестабильность валютного курса будут подстегивать к вложению свободных средств частных инвесторов и финансовые структуры. «Строительные компании вряд ли сейчас будут скупать недострой. У них сейчас все очень сложно, и выступать в качестве покупателей они, скорей всего, не смогут. Кроме того, даже у больших, сильных компаний, которые раньше входили в первую десятку, очень много собственных земельных участков, объектов, обязательств, недостроев. И им сейчас важнее сконцентрироваться и довести до сдачи свои объекты».
Есть также мнение, что на рынке появятся новые специально созданные структуры, которые будут приобретать за бесценок активы обанкротившихся компаний. «Сейчас самое оптимальное время, чтобы за копейки скупать, пользуясь ситуацией. Ведь когда человек банкрот, он продает по той цене, по которой покупают», – говорит Юрий Виллевальде.
Татьяна Елекоева
“БН.РУ”, 03.08.2009