Гостиничная недвижимость: Услуги для местных туристов
По наблюдениям экспертов, рынок внутреннего туризма если и не растет, то хотя бы не падает, а потому многие туристические компании и отели начали переориентироваться на оказание услуг местным жителям. Одним из популярных направлений в этой области стало развитие рынка spa-услуг, который не почувствовал такого падения, как гостиничный бизнес.
В отличие от потока туристов, выезжающих за рубеж, который, по прогнозам Федерального агентства по туризму, в этом году упадет на 30%, сокращения рынка внутреннего туризма не наблюдается. В итоге многие туристические компании и отели начинают переориентироваться на рынок внутреннего туризма, а также стремиться оказывать все больше услуг местным жителям, развивая рестораны, фитнес-центры и пр. Одним из перспективных направлений в этой области считается рынок spa-услуг. Создание центров spa при отелях не требует особых климатических условий, поэтому уже широко распространено в северных странах. Например, Эстония сделала ставку на spa-курорты уже давно — ежегодно их там посещает 250 тыс. человек (всего в spa-отелях Эстонии 3,5 тыс. мест).
В Петербурге рынок spa развивается в течение нескольких последних лет — в основном такие центры также располагаются при отелях (например, при Sokos Hotel Palace Bridge (центр Holiday Club Spa & Wellness), «Park Inn Прибалтийская», «Эмеральд» и пр.) и развлекательных центрах. Кроме того, развиваются spa-центры и при загородных гостиницах в Ленобласти («Игора», «Терийоки» и пр.). По словам участников рынка, в отличие от гостиничного бизнеса spa-центры не ощутили серьезного оттока клиентуры, так как были ориентированы не только на туристов, но и на местных жителей, многие из которых, отказавшись от поездок, стали больше тратить денег на отдых здесь. «У нас постояльцы отеля составляют не более 30% от посетителей spa-центра, — говорит директор гранд-отеля «Эмеральд» Николай Шкаленков. — И сейчас его посещаемость находится на уровне 2008 года».
В то же время основные игроки рынка отмечают, что вопрос запуска новых spa-центров и аквазон пока остается открытым. При этом они затрудняются оценить рынок spa-услуг, говоря, что он у нас практически не развит (в Москве при этом его оборот в 2008 году превысил 50 млн долл.). «В Петербурге только пару лет назад стали появляться spa-центры в различных торговых и гостиничных комплексах и развлекательных центрах: «Родео-драйв», «Вотервиль», Holiday Club Spa на Биржевом пер., — говорит . — В принципе многие заявленные к вводу в этом и следующем году гостиничные комплексы предполагали наличие spa-зон, но в связи с задержками ввода новых комплексов этот сегмент так и не получил большого развития. Поэтому я не исключаю, что вновь вводимые комплексы (торговые и гостиничные), которые планировали создание зон spa, по возможности от них откажутся». По словам представителя Holiday Club Spa & Wellness, количество spa-центров, возможно, будет расти, вопрос состоит только в том, насколько, ведь осуществление такого проекта требует крупных инвестиций. Кроме того, услуги spa не успели получить широкого распространения, так как считается, что они адресованы преимущественно более обеспеченным слоям населения. «За последние два года рынок spa-услуг в Петербурге существенно вырос, — говорит операционный директор курорта «Терийоки» Сергей Петров. — Наряду с люксовыми предложениями по высокой цене появились места, предоставляющие своим клиентам доступный spa. Эта услуга стала бы народной, если бы не кризис».
Пока в условиях кризиса озвучен только один проект создания новой spa-зоны — в «Опере-хаус» на Казанской ул. Владелец здания Василий Сопромадзе планирует провести реконцепцию объекта и основные площади отдать под рестораны, spa-центр и фитнес-клуб. Инвестиции составят 6 млн долл., запустить «Оперу-хаус» с новым содержанием собственники планируют в июне 2010 года.
«Крупнейшим spa-центром в Петербурге является наш Holiday Club Spa & Wellness, занимающий территорию 3 тыс. кв. м, — аналогов ему сегодня в черте города нет. Наша аквазона включает бассейн в стиле древнеримских терм, гидромассажные бассейны, души и восемь различных саун. Другой отличительной особенностью нашего центра является то, что мы не используем аппаратную технологию, а ориентируемся на специалистов по косметологии и телу, работающих руками. Поэтому в последнее время у нас появляется все больше постоянных клиентов. Как правило, первый раз люди обращаются за массажем — так как это распространенная и всем знакомая процедура, а уже потом начинают интересоваться обертываниями и другими уникальными услугами spa. При этом посещение центра может быть и семейным отдыхом — недавно мы разработали свою концепцию на этот счет. Если раньше действовало ограничение на посещение spa с детьми до десяти лет, то сейчас оно отменено. У нас действуют особые пакеты для клиентов с детьми, есть бесплатная детская комната, детское меню в ресторанах и пр.».
Маргарита Рахнова
РБК, 25.09.2009