Льготы для инфраструктуры
Поправки касаются инвесторов, которые заключили с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенной территории либо инвестиционные договоры, в рамках которых ведется строительство или реконструкция объектов транспорта, инженерной, социальной,
Согласно законопроекту, для организаций, заключивших инвестиционные договоры, расходы будут учитываться только за период с 1 января 2007 года по 1 января 2011−го, а для инвесторов, с которыми заключены договоры по развитию территорий, срок действия этих поправок не ограничен.
Какого эффекта вы ожидаете в случае принятия этого законопроекта?
– Инвесторы очень неохотно вкладываются в развитие инфраструктуры, поскольку построенные инженерные и социальные объекты являются чистым обременением любого проекта. Даже если при получении участка на инвестусловиях или покупке на торгах сумма инвестиций в инфраструктуру вычитается из расчетной стоимости участка, оценка все равно не учитывает замораживание средств и связанные с этим финансовые затраты.
Думаю, что теперь, когда застройщику будет возвращаться часть инвестированных в инфраструктуру средств в виде налогового вычета, это будет способствовать более активному строительству инженерных и социальных проектов. Принятие данного закона особенно важно в преддверии начала работ по реновации территорий, застроенных домами первых массовых серий и проектов комплексного освоения территорий.
– Инвесторы традиционно шарахались от инфраструктуры как черт от ладана. Еще бы – чтобы построить школу, надо отказаться от 1 га земли, на котором десятки тысяч квадратных метров жилья построить и продать можно. Поэтому всеми правдами и неправдами уважающий себя инвестор норовил «выесть изюм» из любого пятна, и старая сказка про корешки и вершки неизменно оборачивалась масштабными бюджетными расходами на создание инфраструктуры. Редкие же проекты, обреченные на инвестирование собственной инфраструктуры, выживали чудом или благодаря особой виртуозности руководства.
Бюджет, росший в тучные годы олимпийскими темпами, ныне по известным причинам сел на диету. Но инфраструктура, как и искусство, требует жертв – и деньги не пахнут, кто бы их ни вкладывал в «социалку». Понимая, что без финансирования инфраструктуры торможение строительного сектора лишь усилится, власть решила, поскребя по сусекам, привлечь к выполнению этих прежде госбюджетных задач частный интерес.
До 2002 года примерно такая норма существовала, но затем ее упразднили: годы тучные начались. Однако теперь ее вернули: все одно – налог на прибыль мизерный, можно его и недополучить, зато хоть инфраструктура, даст бог,
– Для инвесторов, уже заключивших инвестиционные договоры и вложивших средства в объекты инфраструктуры, это безусловный плюс – возможность сэкономить. Но незначительно, так как можно списывать не более 20% затрат в год не менее пяти лет (сейчас такие затраты амортизируются в течение 7−25 лет). Для инвесторов, планирующих комплексное освоение территорий, эти изменения второстепенны и не окажут решающего влияния при принятии решения о вхождении в проект.
Кризис – на мой взгляд, благоприятное время для развития инфраструктуры, которая, в свою очередь, должна катализировать процесс девелопмента. Инициатива властей в предоставлении налоговых льгот – положительный шаг, но он должен быть не единственным. Во многих странах государство берет на себя решение вопросов обеспечения земли и проектов инженерными мощностями, подъездными путями и транспортной инфраструктурой, что позволяет девелоперам более смело входить в проекты и быстрее их реализовывать, банкам – гарантированно давать под них финансирование. Это комплексный подход к созданию предпосылок для эффективного девелопмента и благоприятного инвестиционного климата в стране.
Эксперт Северо-Запад