Девелопмент: Андрей Рогачев покинул “Макромир”
Основатель розничных сетей “Пятерочка” и “Карусель” Андрей Рогачев вышел из последнего крупного бизнеса в России — девелоперской компании “Макромир”. Покупателем стала петербургская Fort Group, которую связывают с топ-менеджерами “Газпрома”. Вряд ли цена сделки была рыночной: “Макромир” находится в процессе банкротства, а стоимость активов девелопера сопоставима с его долгами, достигающими $500 млн.
Вчера Fort Group объявила о закрытии сделки по приобретению группы компаний “Макромир”. В рамках сделки Fort Group достались действующие торговые центры “Макромира” в Санкт-Петербурге общей площадью 260 тыс. кв. м (ТРЦ “Сити Молл”, “Феличита”, “Родео Драйв”, “Фиолент”, “Французский бульвар”). Кроме того, компания получила замороженный центр “Долгоозерный”, который планируется достроить к 2013 году. Сейчас в портфеле Fort Group есть такие торговые центры, как “Академ Парк” (бывший “Грейт”), “Южный полюс”, “Рыбацкий”. Помимо активов Fort Group получила также и долги “Макромира” в размере 15 млрд руб. (около $500 млн). В Fort Group сообщили, что достигли договоренности с кредиторами компании, в том числе с одним из основных — Сбербанком (сумма долга перед которым — 4,8 млрд руб.) — о реструктуризации долга. Вчера получить комментарий Сбербанка не удалось.
Владелец “Макромира” Андрей Рогачев подтвердил “Ъ”, что больше не является владельцем девелопера, добавив, что этот актив никогда не был для него основным бизнесом. Господин Рогачев — один из основателей розничных сетей “Пятерочка” и “Карусель”, которые были проданы в 2006 году X5 Retail Group. В рамках сделки господин Рогачев получил 11% X5 Retail Group. В начале этого года стало известно, что господин Рогачев продал свой пакет за $1,4 млрд. Но эта сделка, по словам бизнесмена, не связана с попыткой стабилизации финансового положения “Макромира”.
Маленькие денежки мы зарабатывали на перепродаже компьютеров и копировальной техники, но вкладывали их опять же в производство экологических приборов. Это было большой ошибкой. Умные люди брали металлы, вывозили их за границу, покупали там спирт “Рояль”, везли в Россию и продавали… Я понял, что хватит заниматься высокими технологиями, пора быть умным человеком, зарабатывать деньги
— Андрей Рогачев, основатель “Пятерочки”, ЛЭК и “Макромира”, в интервью “Деловому Петербургу” в декабре 2008 года
Сумму сделки по продаже “Макромира” стороны не раскрывают. Но представители обеих сторон говорят, что она была денежной. Даже если это и так, то сумма могла быть символической, полагает . Руководитель отдела оценки Knight Frank St. Petersburg Антон Реутов оценивает общую стоимость пяти действующих торгцентров с учетом дисконта в $400-500 млн.
Вчера после объявления о сделке ряд петербургских интернет-изданий со ссылкой на информацию местных девелоперов сообщили, что Fort Group аффилирована с топ-менеджерами “Газпрома”. Представители Fort Group и Андрей Рогачев отказались комментировать этот факт. В Fort Group лишь добавили, что совладельцем компании является ее управляющий партнер Максим Левченко.
Именно с “Макромира” и начался конфликт Андрея Рогачева и его партнера Павла Андреева. Летом 2008 года господин Рогачев выкупил за £5 тыс. у господина Андреева половину компании. Позднее Андрей Рогачев заявил, что “Макромир” находится в предбанкротном состоянии, а его топ-менеджмент увел у девелопера активы на общую сумму свыше $180 млн. “В 2008 году компания генерировала $5 млн убытков в месяц”,— вспоминает господин Рогачев. После того как компания перестала обслуживать кредиты, ей пришлось подать в арбитражный суд заявление о собственном банкротстве.
Вслед за “Макромиром” партнеры стали делить другой совместный девелоперский бизнес, группу ЛЭК (на 2009 год девелоперский портфель — около 4 млн кв. м жилья; владели на паритете). В мае 2009 года Павел Андреев без ведома Андрея Рогачева стал гендиректором ООО “Аком”, головной структуры группы ЛЭК. Тогда юристы поясняли, что теперь Павел Андреев мог совершать крупные сделки с активами ЛЭК без согласования со вторым собственником группы (см. “Ъ” от 15 мая 2009 года). Сейчас представители Андрея Рогачева настаивают, что из-за деятельности Павла Андреева бизнесмен потерял долю в ЛЭК. Вчера господин Андреев на звонки “Ъ” не отвечал.
Каким бизнесом господин Рогачев займется после продажи “Макромира” и пакета в X5, бизнесмен не раскрывает. “Есть определенные мысли, но окончательного решения еще нет”,— сказал он.
Юлия Чаюн
Коммерсант, 29.03.2011