Стрит-ритейл: Долго ли, коротко ли длился договор
14 апреля 2011 г. в московском Lotte Hotel Moscow состоялся «Retailer congress 2011. Street retail». В рамках конгресса было проведено три круглых стола, в которых приняли участие более 100 ритейлеров и других профессионалов, заинтересованных в обсуждении темы развития и трендов стрит-ритейла в России.
Третий круглый стол был посвящен теме «О чем молчат другие. Особенности ведения бизнеса».
В обсуждении участвовали директор по развитию сети «Техносила» Сергей Федеев (модератор), управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко, старший юрист компании «Маннхеймер Свартлинг» Майя Петрова, , заместитель генерального директора УК «Аптечная сеть 36,6» Андрей Завидонов и президент «Инвестиционной Группы «Покров» Николай Крайнов.
По словам , арендаторы сейчас хотят заключения долгосрочных договоров и собственники идут им на встречу. Но вдруг арендаторы идут на попятный и предлагают заключить 11-месячный договор, так как они боятся за бизнес и хотят так себя обезопасить.
Кроме того, отмечает Майя Петрова, в России прижилась практика одновременного заключения «короткого» и «долгого» договоров.
«Оба договора сосуществуют в один момент времени, – поясняет Майя Петрова, – но многие забывают, что краткосрочный договор прекращает свое действие во время подписания долгосрочного. Если стороны заключают договоры одновременно, то сначала они живут по условиям «короткого», а потом «длинного».
Из-за таких условий, комментирует Николай Крайнов, с арендаторов зачастую «нечего взять». «Он может отказаться от «длинного» договора и тут же от арендной ставки по «короткому», потеряв при этом только вложения в магазин», – говорит эксперт.
По мнению Андрея Завидонова, 11-месячный договор — это невыгодное вложение средств, так как за год арендатор затраты на магазин не вернет. Поэтому стоит задуматься о том, чтобы заключить хороший долгосрочный договор.
В ответ на это из зала послышались возгласы несогласия. Многие ритейлеры выступили с тем, что российский рынок тяжело прогнозировать на долгий срок. Кроме того, если у собственника есть мнение, что за несколько лет арендная ставка подрастет на 15%, и он постарается внести это в договор, то у арендатора такие условия радости не вызывают. Поэтому он лучше заключит 11-месячный договор.
Итогом беседы стал общий вывод участников конгресса о том, что собственникам и арендаторам никак не обойтись без личных договоренностей и некоторой семейности в отношениях.
Было сказано:
Заместитель генерального директора УК «Аптечная сеть 36,6» Андрей Завидонов:- 11-месячный договор аренды — это проблема, так как за такой срок свои затраты не вернуть.
Генеральный директор RRG Brokerage Сергей Азаров:- Собственники с опытом стараются дружить с арендаторами и переводить общение в семейные отношения.
Президент «Инвестиционной Группы «Покров» Николай Крайнов:- После подписания договора арендатор и собственник оказываются в одной лодке. Ведь если условия для арендатора лучше, то и у собственника дела идут в гору, так как ему вовремя платят аренду.
Даша Гилева, 19.04.2011
Retailer.ru