Земельные участки Петербурга: Забивать с осторожностью
Покупателю участка под несостоявшимся «Охта-центром» скорее всего придется учитывать наличие в земле археологических находок.
Археологические находки в земле под несостоявшимся проектом высотного комплекса «Газпрома» в устье реки Охта потенциально могут быть включены в список охраняемых памятников. Хотя данный статус и не предполагает воссоздание находок, их нельзя будет уничтожать или повреждать в ходе строительства, например при забивке свай. Эксперты по недвижимости не исключают, что это может повлиять на итоговую цену участка, который выставлен «Газпромом» на продажу, однако ряд специалистов полагает, что на девелоперской деятельности на территории наличие исторических находок не повлияет.
В комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) поступило разъяснение Министерства культуры РФ, в котором предлагается отнести весь Охтинский мыс к категории «достопримечательного места» и присвоить статус регионального памятника, сообщила в пятницу глава КГИОП Вера Дементьева. При этом, по ее словам, в законодательстве указано, что подобные объекты могут быть только федеральными. Несогласованность в этом вопросе планируется урегулировать в ближайшее время на специальном совещании.
Участок площадью 4,7 га в устье реки Охта, который «Газпром нефть» приобрела для строительства делового комплекса с 400-метровой высотной доминантой, был выставлен на продажу в начале текущего года после решения города отказаться от реализации замысла. Стоимость лота не называлась. В пресс-службе общественно-делового центра «Охта» (дочерней структуры «Газпрома», созданной для реализации проекта) отказались отвечать на вопрос, появились ли претенденты на землю и как могут археологические находки повлиять на интерес к объекту. «Археологические работы выполнены полностью на всей территории участка, предполагавшегося под строительство, исследованы все культурные слои до так называемого «материка», — подчеркивали в компании ранее.
Как пояснила Вера Дементьева, сейчас территория мыса — выявленный памятник с условно определенными границами. В случае присвоения иного статуса при проведении строительных работ археологические объекты, находящиеся в земле, не должны будут пострадать. Все, что можно изъять из культурного слоя без ущерба для устойчивости грунтов, будет изъято. «Археологические памятники обычно не воссоздаются из-за отсутствия достаточного количества документов. Лучший метод для этого участка — это консервация», — добавила Вера Дементьева. Завершить ее планируется в текущем году за счет ОДЦ «Охта».
Находки на Охте представляют ценность для историков, но не для экспозиционных целей, полагает генеральный директор компании «Геореконструкция-Фундаментпроект» Алексей Шашкин. «Историки могут зафиксировать обнаруженные данные, а затем на участке можно продолжать реализацию любых проектов», — полагает он, не исключая, однако, что подобное мнение может не стыковаться с требованиями законодательства. Между тем, по мнению генерального директора Knight Frank St Petersburg Николая Пашкова, признание археологических находок может скорректировать цену на участок. «Как именно, зависит от конкретных ограничений и как они изменят пятно застройки и количество возводимых площадей», — говорит эксперт. Рыночная стоимость «чистого» участка в данном месте — 500—800 долл. за кв. м, и интерес, по сути, представляет только треть общей территории без обременений, Обременения могут удешевить данный участок до 70%. Ранее эксперты оценивали цену земли в пределах от 20 до 100 млн долл., в то время как к моменту отказа от проекта ОДЦ «Охта» вложил в него 7,2 млрд руб.
Ирина Лапеченкова
РБК daily СПб, 04.07.2011