Памятники отделили от Охтинского мыса
Территорию Охтинского мыса разделили на две неравные части. На одном из вновь образованных участков находятся обнаруженные остатки подземных частей Карлова бастиона крепости Ниеншанц, который некоторые эксперты рекомендуют сохранить и музеефицировать, вся остальная площадь предназначена под строительство коммерческой недвижимости. Участники рынка недвижимости оценили действия инвестора, ОДЦ «Охта», как «вполне разумные и логичные». Градозащитники комментировать события «пока не готовы».
Участок на Охтинском мысу, который находится в собственности у ОДЦ «Охта», поделен на две неравные части. По данным Региональной геоинформационной системы (РГИС), одна из них, площадью 45 052 квадратных метра (4,5 га), предназначена для строительства коммерческой недвижимости. Вторая, площадью 2 201 квадратный метр, почти полностью повторяет очертания бывшего Карлова бастиона и покрывает его по площади. Никакие обременения для этого участка пока не указаны, но нет и сведений о том, то на нем разрешено что-либо строить. Неофициальные источники в ОДЦ «Охта» подтвердили информацию о намерении разделить участок, но подчеркнули, что «вопрос еще находится на стадии проработки и согласований».
Представители бизнеса сочли идею разделить территорию вполне логичной.
«Они выделили ту часть, где есть памятники? – не дожидаясь окончания вопроса корреспондента «Фонтанки», отреагировал менеджер по управлению коммерческой недвижимостью Amplion Asset Management Алексей Лазутин. – Это вполне правильное тактическое решение, которое говорит о том, что инвестор и в самом деле намерен продать участок и при этом стремится найти компромисс в непростой ситуации». Эксперт полагает, что принятое решение позволяет учесть и интересы бизнеса, и интересы защитников культурного наследия.
«Вполне логичный и разумный шаг, – полагает и девелопер Игорь Водопьянов. – Мух надо отделять от котлет. Памятники — это проблема государства, и оно должно принимать решение, что с ними делать».
Впрочем, по мнению экспертов, решение ОДЦ «Охта» надо расценивать, скорее, как политическое — каких-либо финансовых выгод ожидать не стоит.
«На этой территории для бизнеса всегда представляла ценность только та часть, на которой нет никаких объектов культурного наследия», – и пояснили, что все ценовые прогнозы строились именно с учетом этого щекотливого обстоятельства. А рыночная стоимость «чистого» участка, , 500-800 долларов за квадратный метр.
«Стоимость зависит от того, что там разрешат построить, – заметил Игорь Водопьянов. – С моей точки зрения, лучше всего возвести там жилье. Тогда можно было бы рассчитывать получить максимальную стоимость — около 80 миллионов долларов за всю территорию».
Алексей Лазутин оценить территорию не сумел. «На рынке давно не проходило крупных земельных сделок. Поэтому предположить цену, которую будут готовы заплатить покупатели, я не возьмусь, – признался он. – До кризиса стоимость квадратного метра в этом районе могла составить около 1500 долларов за квадрат, сейчас, наверное, стоит ориентироваться на 400-500».
Интересно, что, по мнению участников рынка недвижимости, многострадальный участок, скорее всего, перейдет в руки московских покупателей — в Петербурге, по их мнению, желающих совершить такую сделку найти будет трудно.
Защитники культурного наследия комментировать решение разделить территорию пока не готовы.
«Надо понять, что именно намерен сделать инвестор, и определить обременения, границы памятника, и тогда уже можно будет делать какие-то выводы», – прокомментировал новость директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. Градозащитник уже обратился к главе петербургского комитета по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) Вере Дементьевой с просьбой прояснить, к каким последствиям может привести разделение участка, и насколько законна подобная деятельность.
Настороженное отношение градозащитников к идее выделить в отдельный участок Карлов бастион вполне предсказуемо. Споры о том, какая именно часть археологического наследия подлежит сохранению, идут до сих пор. Напомним, на территории Ниеншанца работали две археологические экспедиции, и споры вокруг результатов, к которым они пришли, тянутся уже полтора года.
По распоряжению Росохранкультуры при раскопках был сохранен только Карлов бастион. Остальная часть крепости раскопана «до материка» – уровня, на котором уже невозможны никакие археологические находки. И, по выводам экспедиции ИИМК РАН, говорить о музеефикации всего памятника не имеет смысла — земляная крепость разрушена практически полностью. К таким же выводам пришла и экспертная комиссия, возглавляемая известным археологом, профессором Леонидом Беляевым. Однако, по мнению Петра Сорокина, руководителя экспедиции СЗНИ «Наследие»,проводившего исследования с 2006 по 2009 год и подписавшего акты о передаче под строительство части территории, музеефикации подлежит вся территория бывшей крепости — состояние памятника вполне позволяет это сделать. К тому же, как настаивает археолог, на Охтинском мысу остались недообследованные участки.
Ситуацию должна была разрешить Росохранкультура, поскольку археологические объекты относятся к памятникам федерального значения. Но это ведомство свое слово сказать не успело – несколько дней назад оно было расформировано. Обязанности по надзору за федеральными памятниками перешли к Минкульту, но структура, которая справлялась бы с этой задачей, в министерстве пока не создана.
Пока тянется время, петербургский КГИОП взял на себя миротворческую миссию — в комитете создана рабочая группа, которая должна выполнить сверку данных обеих экспедиций (процесс проходит под контролем градозащитников). После того, как данные отчетов СЗНИП «Наследие» и ИИМК РАН будут сопоставлены, чиновники и общественность надеются наконец прийти к выводу о границах памятника и выявить объекты, которые нужно музеефицировать, а также обнаружить недокопанные участки. Эти выводы будут представлены федеральным органам власти. И, если в итоге стороны согласятся с тем, что в Ниеншанце можно оставить нетронутым только Карлов бастион, то споры вокруг Охтинского мыса можно считать завершившимися. Если же нет — история выйдет на очередной, уже неизвестно какой по счету, круг.
Елена Алексеева
Фонтанка.ру, 11.07.2011