Новые тенденции первичного рынка: Петербург возьмется за инфраструктуру
Новое направление в государственно-частном партнерстве может появиться в Петербурге в ближайшие пару лет. Правительство города планирует проводить конкурсы на право комплексного освоения больших территорий, при этом затраты по развитию инженерной и социальной инфраструктуры лягут на плечи бюджета. Подобная практика широко распространена в мире, и российские девелоперы давно ждали такого предложения, поскольку затраты на инфраструктуру зачастую составляют от 20% и более от общей суммы вложений в проект.
Комитету по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Петербурга дано задание разработать механизм реализации на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) проектов комплексного освоения территорий (КОТ), рассказал РБК daily заместитель председателя комитета, начальник управления проектов ГЧП и правового обеспечения Олег Лысков. Пока замысел находится на начальной стадии проработки, и говорить о возможных условиях партнерства города и бизнеса при КОТ преждевременно. Однако предполагается, что инвесторы будут соревноваться за право реализовать проекты на выбранной городом территории, предлагая свои варианты ее освоения.
Не исключено, что первые конкурсы могут быть объявлены в течение ближайшего года-двух. Участие города в таком партнерстве будет заключаться в развитии на участке инженерной инфраструктуры, строительстве дорог, возможно, социальных, медицинских учреждений, благоустройстве, поясняет Олег Лысков. «Городу будет выгодно, что развиваются большие территории, а инвестору — что серьезная нагрузка по инфраструктуре с него снята», — отмечает представитель КИСП.
Практика, когда расходы на создание всей инфраструктуры на земельном участке под застройку берет на себя государство, широко распространена в Европе, подчеркивает заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Санкт-Петербург Евгения Васильева. Затраты на инфраструктуру при реализации проектов КОТ составляют в среднем 20—25% от общего объема инвестиций, иногда доходя до 30—40%, подсчитали эксперты рынка. Отсутствие электричества, водопровода, канализации и дорог серьезно замедляет реализацию девелоперских проектов, поэтому застройщики с энтузиазмом откликнутся на предложение города, полагает управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге Илья Андреев. «Схема, когда девелопер самостоятельно развивает инженерные и транспортные коммуникации на большом земельном участке, часто финансово неинтересна, так как в разы увеличивает сроки окупаемости проекта», — добавляет управляющий партнер LCMC Дмитрий Золин.
Директор по развитию компании ЛЭК Надежда Калашникова не исключает, что проекты КОТ, которые сейчас из-за большой финансовой емкости подъемны только для крупных застройщиков, на новых условиях будут под силу и средним компаниям. «Это повысит конкуренцию, что в конечном счете будет благоприятным фактором для покупателей», — отмечает Надежда Калашникова. Между тем, по мнению управляющего партнера юридической компании «Качкин и партнеры» Дениса Качкина, пока непонятно, в рамках какой из предусмотренных петербургскими законами моделей ГЧП планируется реализовывать подобные проекты. «Скорее всего, городу придется изменять законодательство для снижения юридических рисков, которых и так сегодня достаточно в любом ГЧП-проекте», — отмечает юрист. По мнению директора департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерины Марковец, важно, чтобы в основе конкурсной документации был не только мастер-план, но и технико-экономическое обоснование, чтобы девелопер не бросил замысел по причине плохой продуманности первоначального решения, а город, соответственно, не понес бы огромные убытки на строительство инфраструктуры для неэффективного проекта.
Ирина Лапеченкова
РБК daily, 14.07.2011