Жилое строительство в Петербурге: Паркинг в нагрузку
По данным УГИБДД ГУВД по Петербургу и Ленинградской области, на учете в городе состоит около 1,7 млн машин, а к концу 2015 года количество автомобилей в Петербурге может достигнуть 2-2,3 млн. При этом в начале этого года в Петербурге было всего 473 тыс. мест организованного хранения машин, то есть больше половины автомобилей паркуется прямо на улицах или во дворах. Через полгода к этому числу может добавиться еще несколько сотен машин, которые хранятся в гаражных кооперативах – мораторий на их снос продлен до конца 2011 года.
Неходовой товар?
В прошлом году в поисках решения проблемы с парковками городские власти приняли концепцию создания и развития сети многоэтажных гаражей на 500 тыс. машин, кроме того, лоббируется законопроект о платных автостоянках на обочинах дорог. К тому же в Правилах землепользования и застройки теперь четко прописана обязанность застройщика по обеспечению жилого комплекса необходимым числом парковочных мест, из расчета примерно одно машиноместо на квартиру. Но все эти меры так и не вызвали бума покупательского спроса на паркинги. Строительство автостоянок в массовых жилых комплексах осталось для девелоперов скорее социальной нагрузкой, нежели прибыльным бизнесом.
Спрос на паркинги в сегменте массового жилья остается незначительным, считает заместитель генерального директора консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» Ольга Трошева, так как определяющим фактором здесь является цена. Если паркинг стоит столько, что, добавив энную сумму, можно приобрести уже не однокомнатную, а двухкомнатную квартиру, или цена паркинга значительно превышает стоимость машины, то покупатель отказывается от приобретения стоянки.
Для успешной реализации паркингов немаловажна также типология квартир на объекте. Если в доме много студий и однокомнатных, то застройщику нет смысла закладывать большое количество коммерческого паркинга, так как он будет не востребован, подчеркивает Ольга Трошева. В то же время покупателям трехкомнатных, а иногда и двухкомнатных квартир он нужен гораздо чаще. Популярным и востребованным предложением сегодня являются недорогие паркинги по цене от 200 до 250 тыс. рублей. Например, паркинги в жилом комплексе «Золотое сечение» «Строительного треста» или на объекте «Фортуна» от компании ГДСК. Но наиболее часто в «масс-маркете» встречаются предложения по 400-600 тыс. рублей за паркинг (при 100%-й оплате – дешевле).
В соответствии с правилами
, напротив, считает, что уже сейчас на паркинги есть большой спрос. Для сравнения, в домах класса «элит» приходится в среднем два машиноместа на квартиру, а вот в домах эконом-класса этот показатель равен в среднем 50% от количества квартир. Наибольшей популярностью пользуются «подземные и полуподземные паркинги, но они дорогие». Популярны и внутрикомплексные многоуровневые паркинги, потому что цена там ниже, но такой тип паркингов застройщики обычно не планируют, Она отмечает, что цена парковочного места в массовом сегменте колеблется от 350 до 700 тыс. рублей. Площадь одного машиноместа в среднем составляет 14 кв.м. А к дополнительным востребованным характеристикам паркинга можно отнести наличие охраны, камеры хранения колес и мойки.
В объектах комфорт-класса, жильцы которых обычно имеют по 1-2 машины на семью, наличие паркинга — пожалуй, один из ключевых моментов, говорит Сергей Степанов, директор по продажам компании «Строительный трест». Например, в жилом комплексе «Золотое сечение» в Калининском районе предусмотрено два крытых многоуровневых паркинга, количество машиномест в которых соответствует количеству квартир в комплексе. Стоимость парковочного места составляет от 450 тыс. рублей, а при покупке квартиры в комплексе «Золотое сечение» — от 200 тыс. рублей.
В компании ЮИТ ДОМ подчеркивают, что возведение паркинга застройщиком в сегменте массового жилья является обязательным и предусмотрено в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Директор по маркетингу ЮИТ ДОМ Екатерина Гуртовая оценивает спрос на паркинг среди покупателей жилья в массовом сегменте на уровне 30%. К характеристикам популярного предложения она относит стоимость от 240 тыс. до 1 млн рублей, площадь паркинга около 12 кв.м, плюс круглосуточную охрану, мойку, видеонаблюдение и отопление.
Жилые комплексы, которые спроектированы согласно новым правилам, сейчас только начинают вводиться в эксплуатацию или еще строятся, и далеко не все петербуржцы уже осознали преимущества этой нормы. Например, во дворе строящегося в Красносельском районе жилого комплекса «Ленинский парк», в котором предусмотрен подземный паркинг, будет больше места для детских и спортивных площадок, больше зелени и прогулочных зон, подчеркивает генеральный директор ГК «ГОРОД» Дмитрий Брызгалин. «В качестве дополнительной опции мы предусмотрели лифты прямо в паркинг, – рассказывает он, – а по стоимости будем ориентироваться на уровень цен, сложившийся в этом районе».
Больше парковок
По данным управления аналитического маркетинга холдинга RBI (входят компании «Северный город» и RBI), примерно в 64% новостроек предусмотрены паркинги. Тогда как еще в 2007 автостоянки были запланированы лишь в половине новых домов, но уже в 2009 году этот показатель составил 60%.
Конечно, у покупателей жилья в любом классе должна быть возможность приобретения парковочного места для комфортного размещения машины, рассуждает Вера Сережина, директор управления аналитического маркетинга холдинга RBI. У 70% клиентов «Северного города» в семье есть собственное транспортное средство, иногда не одно, поэтому в проекте необходимо предусматривать стоянку – подземную или открытую. С каждым годом девелоперы вынуждены все больше учитывать это требование покупателей.
В соответствии с законодательством, в проектах класса С девелоперы в зависимости от района и плотности застройки в среднем закладывают на одну квартиру 0,5 парковочного места, и в этом классе этот коэффициент вполне соответствует спросу, говорит Вера Сережина. В объекте «Дом у Речного вокзала», рассчитанном на 545 квартир, в двухуровневом паркинге площадью свыше 5,3 тыс. кв.м разместятся 163 автомобиля, плюс будет открытая гостевая парковка.
Согласно требованиям СНиПа, длина одного машиноместа должна составлять 5 м, а ширина – 2,3 м. «Однако мы, идя навстречу пожеланиям клиентов, – отмечает Вера Сережина, – намеренно увеличиваем площадь большинства парковочных мест».
Наличие в жилых комплексах подземной или многоуровневой стоянки — это залог дальнейшего комфортного проживания в городе для всех петербуржцев.
Наталья Вершинина
БКН.ру, 18.07.2011