Общегородской референдум по намыву может пройти 4 декабря
На это рассчитывают активисты “Чистого залива”. Какой толк для города от намывных территорий, разбирались корреспонденты MR7
18 октября Санкт-Петербургская избирательная комиссия отклонила ходатайство председателя общественного комитета «Чистый залив» Анатолия Кривенченко о проведении общегородского референдум по намыву двух островов в акватории Финского залива.
Речь идет об участке, расположенном севернее поселка Лисий Нос от комплекса защитных сооружений до Сестрорецка.
Ходатайство, поданное 5 октября, отклонили по формальным причинам. «Нашли опечатки и отсутствие даты рождения в графе напротив фамилии одного из заявителей, – рассказывает Анатолий Кривенченко. – Но мы все исправим и уже в пятницу сдадим документы на новое рассмотрение».
Активисты считают, что у ГИКа не найдется причин им отказать. И рассчитывают, что референдум назначат на 4 декабря.
Амбициозный проект угрожает экологической безопасности региона, чреват социальными потрясениями и способен нанести серьезный урон городскому бюджету, считает председатель общественного комитета «Чистый залив». По мнению Кривенченко, на ситуацию должны обратить внимание Контрольно-Счетная палата РФ и правоохранительные органы. По его данным, перед своей отставкой Валентина Матвиенко подписала некий документ о выделении финансирования на строительство и инженерию проекта «Новый берег» на 2012 – 2013 годы.
Также «Чистый залив» опасается, что технология намыва нарушит природный баланс акватории, а значит погибнут рыбы и растения, прибрежная линия окажется в низине, что грозит наводнениями.
Есть еще один аспект: «В Сестрорецке проживает всего 35 тысяч жителей. А сюда прибудет целая армия гостей с юга, в два раза превышающее численность пригорода», – предостерегает председатель «Чистого залива».
21 октября в избирком придет повторное ходатайство о проведении городского референдума по вопросу намыва в Финском заливе. Если ГИК примет положительное решение, мы начнем сбор подписей, – говорят активисты.
Всего же для проведения городского референдума нужно 70 000 таких голосов. Собрать их планируют, прибегнув к помощи экологических организаций и горожан.
Зачем городу намывы, если в Ленобласти полно земли?
376 гектаров намоют в районе Сестрорецка и Лисьего носа – будет создано два искусственных острова. Первый участок от Дамбы до Водосливного канала площадью более 3 миллионов квадратных метров, второй сразу за ним площадью около 670 квадратных метров.
ПОКУПАТЕЛЬ. Участки продали на торгах в ноябре 2010 года: за все – 130 миллионов рублей. По инвестиционным меркам, это сущие копейки – 270 гектаров на Парнасе под район «Северная Долина» город продал за 7 миллиардов рублей. (Причину в Фонде имущества объяснили: гектары на Парнасе продавали в 2007 году, во времена диких нефтяных прибылей, когда участок с пятиэтажным домом стоил миллиард рублей. К тому же, продажа «несуществующей» земли – дело другое, намыв требует больших вложений. И еще, в 2010 году город продавал очень мало, отсюда и скромные цены).
Участки под намыв купило ООО «Северо-Запад Инвест». По данным СМИ, компания контролируется председателем правления газовой компании «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном. Год назад «Северо-Запад Инвест» приобрел за 36 миллионов рублей 15 участков общей площадью 144, 2 га на побережье залива, напротив планируемого намыва. Здесь также собираются строить жилье. Проект пока планируется реализовать к 2018 году.
НЕСОГЛАСНЫЕ. Жители Сестрорецка в печали – есть ощущение, что курортной зоне придет конец. Спешно созданное движение «Чистый залив» подало ходатайство в местный избирком о проведении референдума, но получило отказ. Сейчас активисты готовятся идти в суд.
Ольга Яковлева из этого движения говорит, что не знает ни одного жителя Курортного района и тем более Сестрорецка, кто был бы доволен будущей перспективой с намывом. «Наш район неспроста называется Курортным – по количеству мест для загара и купанию он лидирует. И это все исчезнет. Свою позицию мы каждый раз высказывали на публичных слушаниях, но они носят только консультативный характер».
Сама компания ООО «Северо-Запад Инвест» стеной отгородила себя от вопросов – в сети нет никаких контактных данных, а в компании «НОВАТЭК» корреспонденту «МР» ответили, что не имеют к проекту никакого отношения и о «Северо-Запад Инвест» не слышали.
РАСЧЕТ. О целесообразности намывов для города до сих пор нет единого мнения. Экономически оценить результаты первого в современной истории Петербурга крупного намыва – проекта «Морской фасад» – невозможно. Если, конечно, не брать во внимание пассажирский порт «Морской фасад», построенного по системе государственно-частного партнерства. Порт занимает 33 гектара, остальные 137 гектаров – частные инвестиции под застройку. Этих земельных участков продано пока не много. (Сколько конкретно – компания «Морской фасад» не разглашает, но в информации, данной газете «Коммерсант», упоминается о восьми гектарах).
Источник “Ъ”, близкий к компании, утверждал, что затраты на намыв одного га составляют $2 млн. С этими оценками согласился и бывший глава “Knight Frank Санкт-Петербург” Олег Барков. То есть только намыв 376,9 га обойдется ООО “Северо-Запад Инвест” в $754 миллиона. При этом, по словам Баркова, сегодня от продажи 2 миллионов квадратных метров малоэтажного жилья инвестор мог бы выручить $3,8-5,2 миллиардов.
Эсперты: насколько целесообразны намывы в Петербурге
Район получит толчок к развитию
– Особенность Финского залива в том, что в прибрежной зоне у него небольшая глубина, что делает намыв земли вполне возможным, техники намывов отработаны.
Эффективность проектов должна быть достаточно высокой, в черте города мало территорий для реализации крупных проектов высокого класса, где соединялись бы факторы близости к центру, большой воде и в то же время экологичности.
Окупаемость намывных территорий сопоставима с реализацией проектов на обычных территориях. Себестоимость намывной земли – от 1500 рублей за квадратный метр и выше. Земли в Ленобласти и на окраинах стоят порядка 600 – 800 рублей за квадратный метр. Но эти территории не привлекательны для среднего класса, потому что не обладают ни хорошей инфраструктурой, ни хорошей транспортной доступностью, ни уникальными природными характеристиками.
Инвесторы воспринимают намывы очень хорошо. Длительная реализации участков на намывах объясняется исключительно финансовым кризисом, высокой стоимостью и большой площадью самих участков. Сегодня инвесторы активно интересуются этими территориями.
У всех на слуху намыв в Дубае, где реализованы современные проекты гостиничной недвижимости.
В случае с «Морским Фасадом» намыв территории был целесообразен. Кроме того, проект позволит архитектурно обновить морские ворота города и реализовать прохождение ЗСД по намывным территориям, что существенно скажется на транспортной доступности всего Васильевского острова.
Курортный район один из самых популярных среди петербуржцев, однако, там слабо развита как социальная, так и коммерческая инфраструктура, мало спортивных и культурных объектов. Намыв территории предполагает активное развитие этой составляющей.
Также намыв позволит провести осушение заболоченных берегов, облагородить их, сделать более доступными для жителей города. Появятся новые рабочие места.
Естественно, изменится и стоимость земли в прилегающих к территории намыва населенных пунктах, будет активнее развиваться торговая недвижимость, гостиницы, крупные жилые проекты.
Залив помутнеет, бюджет – тоже
Михаил Амосов, экс-председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам:
«Я не слышал, чтобы в странах, обладающих такими большими земельными ресурсами, как в России, намывали землю. Ее не намывают даже в Швеции и Финляндии или Канаде. Есть проекты намывов в Голландии – но потому что страна маленькая.
В Японии намывают, потому что остается очень много грунта после подрывов гор – их взрывают, чтобы создавать плато под застройку. Да, в Петербурге уже нет свободных земель для крупной жилой застройки, но есть Ленинградская область с огромными территориями малоурожайных сельхозземель.
Если бы строить на окраинах было не выгодно – никто бы и не строил, у нас же наоборот – огромные стройки в Каменке, активно строится район «Северная долина», строятся коттеджные поселки. Поэтому мне кажется абсолютно нецелесообразным намыв территорий в Финском заливе.
И я не верю, что это экономически выгодно. Я был в комиссии по городскому хозяйству и присутствовал на заседаниях по поводу проекта намыва на западе Васильевского острова. Так вот технико-экономических обоснований у проекта не было. И мне кажется странным, что, еще не закончив до конца освоение этих намывных территорий, не сделав выводов, мы приступаем к новому подобному проекту.
Да, намыв был целесообразен для строительства пассажирского порта. Но и только.
Другой аспект, о котором я могу говорить как географ – экология. Намыв приведет к замутнению воды в Финском заливе и нарушению баланса в экосистеме.
Также для намыва используется огромное количество песка – а это тоже ресурс, который берется со дна Финского залива. И он нужен нам в городе, а не на дне.
Есть и еще один аспект проблемы: очень трудно проконтролировать, сколько песка уходит под воду, как исполняются технологии.
Поэтому в целом проекты намыва я считаю абсолютно нецелесообразными».
Транспортных проблем не избежать
Павел Созинов, председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости:
«Необходимость создания намывных территорий очевидна, когда речь идет о строительстве порта. Для формирования портовой территории нужен и намыв и создание терминалов, инфраструктуры вокруг порта.
Но намывать другие территории – это спорное решение. К примеру, «Морской фасад» – огромный район, который выходит в Финский залив, никакой логистики и транспортной доступности здесь не может быть, поскольку водная акватория отсекает эти территории.
Соединение с «Морским Фасадом» может быть только через ЗСД и посредством старых дорог и перегруженных мостов. При этом стоит учесть что ЗСД – платная дорога и несмотря на это и на ЗСД грузовой транспорт будет состязаться с легковым.
Петербург как подкова расположен вдоль Финского залива и очевидно, что связь южного и северного районов всегда будет затруднена и будет проходить через дамбу, через центр города или по новым транспортным кольцам. Строительство в сторону Финского залива только будет усугублять ситуацию, что в Лисьем носу, что в районе Морского фасада.
Наиболее закономерное развитие города – район Кудрово, в восточной части города – Невском районе, Колпино, Металлострой.
С точки зрения затрат на намывы – очевидно, что жилье будет стоить там достаточно дорого.
К сожалению, намывы – это экстенсивный (Направленный в сторону расширения, распространения – авт.) путь развития городских территорий, когда город очевидно требует вывода промышленных предприятий, развития депрессивных кварталов и серьезного редевелопмента».
Намывы могут вызывать землетрясения
Владимир Улицкий, завкафедрой «Основания и фундаменты» Государственного университета путей сообщения, зампредседателя Комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Петербурга:
– Территории Финского залива для инвесторов – это как вырезка у говяжьей туши, самое вкусное. Уникальные места с точки зрения экологии, поэтому они очень инвестиционно привлекательны. Эти земли охотно купят.
Но такие скоропалительные решения могут стоить очень дорого. Пример. Самый лучший институт инженерных исследований находится в Японии, там работают специалисты по сейсмологии, геологии, занимаются только наукой и консультированием. В кабинете директора на стене надпись: «Жизнь в согласии с природой». В Японии намыты районы и даже города. Так вот, каждый намыв проходит через исследование этого института и всенародный референдум. И, несмотря на это, землетрясения в первую очередь разрушили намывные районы. Практически стерт с лица земли намывной город Кобе. Японские специалисты признали, что расчеты некоторых намывов не были достаточно тщательными.
Землетрясения вполне возможны и у нас на северо-западе. И они были, просто об этом неохотно говорят. И мы по-прежнему мыслим по-мичурински: «Взять от природы все – вот наша задача». Как специалист, я убежден, что вмешательство в грунты может вызывать техногенные, искусственные землетрясения, частично они и случились в Японии. Техногенные землетрясения уже изучают в США.
Часто приводят в пример намывы в Голландии. Я видел – голландцы сыты по горло намывами. Во время штормов их заливает водой, происходят серьезные наводнения. Намывы напротив Сестрорецка – за дамбой, значит, от наводнений защиты нет.
Есть, конечно, СНИП «Строительство на насыпных грунтах», но он е отвечает современным требованиям, там нет экологических аспектов, нет требований к технологической стабилизации грунтов. И как все СНИПЫ его легко «объехать».
В целом, намывы на Финском заливе, созданные без экологической экспертизы и моделирования развития ситуации, совершенно непредсказуемы.
История проекта
Сентябрь 2008 года – губернатор Валентина Матвиенко представила членам Совета Федерации разработанный Смольным инвестпроект «Новый берег», предусматривающий намыв 350–400 га в акватории Финского залива в районе Лисьего Носа. Необходимость новых земель город мотивировал тем, что в городе практически не осталось свободных участков под строительство жилья.
Ноябрь 2009 года – премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение о расширении границ Санкт-Петербурга за счет намыва 376,92 га в Финском заливе.
Июнь 2010 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга в июне 2010 года одобрило поправки в генеральный план города, которые изменяют границы города с учетом планов по намыву новых территорий и их застройки в Финском заливе между Лисьим Носом и Сестрорецком.
Справка MR7: Как делается намыв
Добыча песка из обводненных слоев осуществляется при помощи мощных карьерных землесосных снарядов.
Намыв осуществляют методом выпуска пульпы с песком. Поток пульпы поступает на так называемый пляж намыва. Чтобы она не растекалась за пределы возводимой насыпи и для формирования наружных откосов устраивают ограждения земляными валами. Воду с помощью сборных колодцев и трубопроводов отводят за пределы участка намыва.
Насыпи намывают слоями, их ширина зависит от разных технических условий и методов. Уплотнение грунта ведется разными способами, но сейчас есть технологии, которые не требуют специальных работ по уплотнению.
Юлия Лапшова, Татьяна Морозова
MR7, 19.10.2011