Лучшие помещения под рестораны: где они?
«Среди требований, которые арендаторы предъявляют к объектам, хорошее месторасположение, наличие мощностей и надлежащим образом оформленные документы для получения лицензирования на объекте», – рассказывает Ольга Фахрутдинова, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости АРИН.
Основные различия в требованиях к помещениям в метраже и технических характеристиках. Рестораны предпочитают объекты площадью 200-500 кв. м в спальных районах или центральной части города, кофейни часто любят арендовать площадки 100-200 кв. м в локациях с высоким пешеходным трафиком. Фаст-фуды минимального формата предпочитают маленькие объекты – 50-150 кв. м.
Ольга Фахрутдинова говорит, что кофейни хотят витринные окна, рестораны любят террасы – хорошая локация необходима для успеха проекта, наряду с интересной концепцией. «Например, за последний год в Санкт-Петербурге пользуются успехом рестораны с панорамным видом. Рестораторы готовы бороться за такие места, – отмечает Фахрутдинова. – К сожалению, в центре города большинство зданий являются памятниками архитектуры и не позволяют реализовывать подобные проекты. При реконструкции инвесторы сталкиваются с огромными проблемами».
Средние ставки для кофеен составляют 2500 – 8 000 руб. за кв. м в месяц, для фаст-фуда – около 2500 -6000 руб., для семейных ресторанов – порядка 1200-3000 руб.
Рынок активно развивается, появляются интересные проекты. Например, один из операторов общепита в последние полгода задал высокий темп развития в данном сегменте, открывая рестораны различного формата. В результате компания столкнулась с проблемой подбора персонала и организовала свой обучающий центр, арендовав для этого торговый комплекс.
«В Санкт-Петербург, по примеру Москвы, придут ночные клубы и рестораны иностранных и российских знаменитостей, – прогнозирует Ольга Фахрутдинова. – Сегодня у нас уже есть заявки на поиск помещения для таких объектов». Можно ожидать и роста в сегменте фаст-фуда из-за выхода новых сетей, которые могут занять определенную долю рынка быстрого питания.