Самые высокие бизнес-центры: Конкурентное преимущество
Конкурентное преимущество
Как архитектурная доминанта окружающей застройки высотные бизнес–центры уместны в наиболее престижных и знаковых местах города.
В Петербурге с его высотным регламентом их место на периферии, где низкая стоимость аренды не сможет окупить затраты на строительство офисных высоток. Зато лучше всякой рекламы расскажет о девелопере.
Последние 5–6 лет петербургской общественностью активно обсуждается проблема превращения города в филиал Манхэттена. И, хотя до реальных дел пока не доходит, страсти кипят нешуточные. Впрочем, во многом из–за этих страстей во времени и территориально переносятся наиболее пафосные проекты.
Возводятся большие бизнес–центр редко. Например, самый крупный из сданных в этом году — бизнес–центр Scandinavian на шоссе Революции. Его площадь — 15,5 тыс. м2. На подходе бизнес–центр “Лидер–Тауэр” высотой 140 м и площадью 50 тыс. м2. Высота здания позволит ему получить статус самого высокого строения в Петербурге, опередив даже шпиль Петропавловской крепости. Количество этажей бизнес–центра достигнет 40.
Из запланированных к реализации проектов “Лахта Центр”, безусловно, станет самым высоким. Старт строительства намечен на IV квартал текущего года. Согласно проекту здание будет насчитывать более 80 этажей. Высота превысит 450 м.
Перспективные районы
Некоторые эксперты уверены, что у офисных высоток в Петербурге есть будущее. По мнению руководителя отдела консалтинга компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Алексея Ермилова, высотные бизнес–центры будут строиться в Московском и Приморском районах города. Перспективным в этом отношении является также Красногвардейский район. “Большинство высотных бизнес–центров Петербурга находится в Приморском районе, — говорит Алексей Ермилов. — Это обусловлено, в первую очередь, ограничением высотности зданий в большинстве районов города, а также дефицитом территорий в центральной его части”.
К облакам не тянет
По мнению руководителя отдела по работе с владельцами офисных помещений Jones Lang LaSalle в Петербурге Лилии Еременко, стремление вверх диктуется исключительно прагматическими соображениями. Например, желанием повысить рентабельность проекта. “Однако высотность — не основной параметр, на который обращают внимание потенциальные арендаторы, — рассуждает Лилия Еременко. — Их больше интересует местоположение и качество проекта”.
О качестве высотных проектов пока судить рано. Местоположение — в лучшем случае на выезде из города. Цена при этом вдове выше, чем в центре. Кстати, высокая цена совсем не обязательно вызвана желанием выжать максимум. У высотных объектов другие строительные нормы, требующие дополнительных инвестиций. Кроме того, высотные объекты требуют больших операционных расходов.
, из–за жестких требований к конструктивному решению себестоимость проекта при строительстве зданий выше 75 м увеличивается почти вдвое. Стоимость возведения увеличивается с 17 этажа. Дополнительные траты идут на обеспечение безопасности. Поэтому проекты выше 30 этажей считаются сейчас экономически невыгодными.
По мнению Дмитрия Золина, заместителя исполнительного директора ФХК “Империя”, чтобы добиться оптимальной окупаемости объекта, нужно строить здание не ниже 8 этажей.
Для арендаторов высотность не является основным критерием выбора. Главным фактором всегда остается месторасположение бизнес–центра. Но красивый вид из окна офиса на исторический центр города, несомненно, является конкурентным преимуществом — при прочих равных условиях. Перспективы строительства высотных бизнес–центров радужны, но с учетом централизованности города и жестких высотных ограничений в исторической части в ближайшее время делового сити из небоскребов, как, например, в Москве, ожидать не стоит.
Святослав Белянский,
“Деловой Петербург”, 05.02.2013