Жилье у воды: Подводные камни
Жилье у воды традиционно пользуется большим спросом у покупателей. Но освоение прибрежных территорий зачастую связано с определенными сложностями для девелоперов.
«В силу локации, близости к историческому центру квартиры, например, на Неве, канале Грибоедова, Мойке традиционно пользуются большим спросом.
Вообще вода значительно улучшает объект в глазах покупателя как в городском жилье, так и загородном, где девелоперам приходится облагораживать прибрежные территории, делать заезды, удобный спуск к воде, чтобы жители могли летом купаться в реке или озере», – рассказывает Виктор Осокин.
При этом на привлекательность жилья в ЖК «Новый Оккервиль», который возводится рядом с рекой, больше влияет не близость водоема, а наличие обширной благоустроенной зоны отдыха на берегах реки, говорит Николай Гражданкин.
Несмотря на привлекательность освоения околоводного пространства, существуют и некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться девелоперам.
«Процесс редевелопмента территорий набережных занимает довольно много времени – от пяти лет. Денежные вложения тоже достаточно велики. Кроме того, большинство набережных сегодня – активные транспортные артерии, так что экологическая обстановка на этих участках оставляет желать лучшего, как и уровень шумового и светового загрязнения. В этом случае необходимо продумать буферную зону между будущим жильем и трассой, а земля на этих участках не из дешевых и девелоперы стремятся использовать ее с максимальной отдачей», –
Кроме того, строительство близ воды влечет за собой необходимость укрепления фундамента будущего объекта, использование специальных материалов, проведение дополнительных исследований почв и т. д., перечисляет Денис Радзимовский.
Олег Громков добавляет к перечисленным сложностям еще несколько: «Чаще всего крупные проекты реализуются на бывших промышленных территориях, где может быть масса ограничений КГИОП, который даже высокие краснокирпичные трубы охраняет как памятники, что уж говорить об огромных кирпичных цехах, которые зачастую невозможно эффективно перепрофилировать даже в офисы. Кроме того, на такой территории может быть куча собственников с разнонаправленными интересами, необходимость рекультивации грунтов, «убитая» инженерная и транспортная инфраструктура». Хотя здесь могут быть и плюсы, например, имеющиеся в наличии инженерные мощности, обнадеживает господин Громков.
Сложности в освоении прибрежных территорий не пугают девелоперов, поэтому перспективы их развития выглядят довольно оптимистично.
«Петербург имеет достаточно большой потенциал для развития прибрежных территорий, поскольку серый пояс города расположен в том числе и на набережных. Но это длительный процесс развития, сопровождающийся переносом промышленных объектов за черту города. Также определенный интерес представляют проекты, реализуемые на намывных территориях», – полагает Денис Радзимовский.
Андрей Тетыш добавляет, что Петербург обладает уникальным разнообразием видов на воду: это и Нева, и ее притоки, и реки меньшего размера вроде Мойки и Фонтанки, и Финский залив. «Можно говорить о том, что строительство жилья на намывных территориях – одна из наиболее интересных перспектив развития территорий, имеющих вид на воду. Кроме того, хорошие перспективы и у редевелопмента подобных участков», – отмечает господин Тетыш.
Санкт-Петербургу необходимо учитывать мировой организационный опыт развития прибрежных территорий, советует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге.
«В большинстве случаев в Европе имеется генеральный план развития, качественно проработанный, созданный мастер-девелопером всей территории, которому в течение длительного периода времени следуют отдельные застройщики. У нас же либо такого плана нет вовсе, либо он есть в отношении небольших отдельных участков, а между собой планы развития небольших соседних прибрежных участков не скоординированы. В результате не происходит сбалансированного девелопмента», – говорит господин Фадеев.
Инна Попова сетует на то, что самые привлекательные территории уже выкуплены, и, несмотря на востребованность таких проектов, они не всегда рентабельны.
Мнение:
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu:
– С моей точки зрения как проектировщика, в России пока не научились грамотно «раскрывать» объекты возле водного пространства – пропадают шикарные места, не используют видовые возможности (например, в Репино). Западные архитекторы стараются максимальное количество квартир развернуть к воде.
Андрей Семериков
“Строительный еженедельник”, 17.06.2013