АСН-Инфо. Отсрочка ввода
По словам чиновницы, при реализации нового подхода к налогу на недвижимость физических лиц существуют определенные риски. «Результаты контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости, который ведут филиалы Федеральной кадастровой палаты Росреестра, содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Уровень верификации сведений о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков, проведенной между ФНС и Росреестром, по состоянию на май 2013 года составлял не более 50%», – заявила Татьяна Голикова.
Разговоры о реформе системы налогообложения ходят уже несколько лет, но перемены регулярно откладывались из-за несовершенства системы кадастрового учета, рассказывает Елена Лашаева, генеральный директор АН «АРИН». «Единой методики кадастрирования нет. Например, чиновники не могут решить, как рассчитывать оценку строений – отдельно от земли или вместе. Кроме того, трудно заставить оформить земельные участки частных собственников, например жильцов многоквартирных домов. Сейчас те из них, кто не оформил землю в общедолевую собственность, налог на нее не платят, и, разумеется, не спешат эту ситуацию менять», – отмечает госпожа Лашаева.
Александр Филиппов, директор департамента оценки NAI Becar в Санкт-Петербурге, считает, что в 2015 году повышение налога не произойдет, поскольку для проработки системы и построения дифференцированной шкалы нужно еще как минимум 2-3 года, после чего можно будет пробовать повышать налог, но постепенно, подготавливая тем самым население к изменениям.
По словам Арсения Васильева, генерального директора компании «УНИСТО Петросталь», ни экономика, ни граждане, ни сами власти пока не готовы принять новый налог. «Такие непопулярные проекты можно вводить только после детальных расчетов, сверки всей исходной информации, проработки вопросов администрирования, подготовки законодательной базы, в том числе механизма оценки объекта недвижимости и оспаривания ее в судебном и досудебном порядке. Пока здесь больше вопросов, чем ответов», – полагает господин Васильев.
Мера это непопулярная, так как расходы рядовых потребителей могут существенно возрасти.
По подсчетам Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», средний размер налога для единственного собственника двухкомнатной квартиры площадью около 50 кв. м составляет сейчас около 1 тыс. рублей. «Согласно новым нормам, показатель может возрасти примерно до 5-6 тыс. рублей. Одновременно, например, домохозяйство из трех человек, в равных долях владеющее такой квартирой, с учетом вычета налог платить не будет, а сумма для крупных владельцев жилой недвижимости будет существенно выше средних показателей. В значительной степени такие меры ориентированы на снижение спекулятивной составляющей на рынке жилой недвижимости. Но основной мотивацией выступает стабилизация локальных бюджетов», – полагает господин Клягин.
Александр Филиппов говорит, что есть риск повторения ситуации, которая когда-то была в странах Прибалтики, когда после увеличения налога люди начали массово продавать большие по площади квартиры и приобретать более маленькие, налог на которые они могли выплатить.
– Ставка в 0,1% от стоимости обычной квартиры – явно не та величина, которая повлечет существенные изменения на массовом рынке жилой недвижимости Петербурга. Тем более что законопроектом предусмотрены вычеты: стандартные 20 кв. м на каждого собственника и 50 кв. м для льготников. Впрочем, есть ряд сегментов рынка, на которые новый налог может повлиять существенно. Это наиболее дорогие квартиры, которые по тем или иным причинам до сих пор остались в собственности малообеспеченных и/или одиноких граждан. Им придется раскошеливаться на десятки тысяч рублей, что составит существенную долю их годового дохода. Такие семьи вполне могут продать квартиры и переехать в менее дорогое жилье, но их будет немного.