Коммерсантъ. Об этом надо говорить
30 июня 2014
Благотворительность не имеет границ, но может иметь отраслевую специфику. Например, говорят эксперты, строительные компании тяготеют к проектам, связанным с экологией, облагораживанием территорий и прочими работами в области благоустройства. Впрочем, как и остальные участники рынка, девелоперское сообщество активно тратит деньги и на “неспецифические” направления: как правило, это помощь больным детям или сиротам.
Строительная отрасль, как и весь бизнес, нередко вкладывает деньги в благотворительность. Причем эту деятельность можно разделить на два блока. Сейчас практически в любой компании встречается тот или иной вид благотворительных акций. Первый — это наличие в компании постоянных программ, в рамках которых они сотрудничают с фондами, отдельными детскими домами. Такая деятельность освещается в СМИ (когда-то более активно, а когда-то не очень, поскольку все зависит от самой компании) и является частью социальной политики компании. В этом случае благотворительность можно считать частью деятельности организации, и направлена она на то, чтобы показать, что компания близка к людям и работает не только ради коммерческой выгоды, но и на общественное благо. В обществе пока двойственное отношение к таким акциям. С одной стороны, может возникнуть ощущение, что компания “пиарится” за счет обделенных слоев нашего общества, вроде как делает рекламу себе на таких акциях. Но с другой — помощь, в которой кто-то остро нуждается, все равно оказывается. Попутно в обществе формируется представление о том, что бизнес и общество должны тратить деньги на меценатство и благотворительность.
Но есть и второй блок — это благотворительность именно со стороны самих руководителей компании, которые жертвуют свои собственные деньги и не видят необходимости широкого афиширования такой деятельности.
“Компании часто передают средства и поддерживают детские дома, образовательные проекты, реже — сферу культуры и искусства, — говорит директор NAI Becar Promo Анастасия Лепехина. — Наша компания совмещает оба вида благотворительности, поскольку у нас есть как открытые проекты, так и те, которые мы делаем не ради освещения в СМИ. Мне кажется, что в ближайшие годы благотворительная деятельность компаний будет становиться шире и разнообразнее, поскольку она уже во всем мире является неотъемлемой частью существования бизнеса”.
Кроме денег
Участники рынка при этом говорят: важно, чтобы благотворительность в компании не сводилась только к финансовым пожертвованиям. Компания должна мотивировать своих сотрудников, клиентов и партнеров проявлять социальную ответственность, привлекать внимание к важным социальным проблемам. “Необходимо, чтобы социально важные идеи, которые поддерживаются компанией, получали широкое распространение и поддержку в обществе — именно в этом смысл благотворительной деятельности для нас”, — говорит Елена Валуева, директор по маркетингу MirLand Development Corporation.
Как говорят эксперты, часто строительные компании направляют средства на экологические проекты. Мария Котова, партнер, исполнительный директор Knight Frank Russia & CIS, отмечает: “В России нередко встречается отношение к окружающей среде в формате “после нас — хоть потоп”. Отрадно, что эта сфера благотворительности стала в последнее время появляться в формате поддержки “зеленого строительства”, защиты животных, охраны окружающей среды”.
Елена Лашаева, генеральный директор АН “АРИН”, согласна: “Специфика меценатства в строительной отрасли действительно существует. И заключается она прежде всего в облагораживании девелопером той территории, на которую он заходит со своим проектом. Вся “социалка”, которую власти принудительно навешивают на строителей при возведении объектов экономкласса, без сомнения, идет на пользу территории. Однако в Петербурге есть застройщики, которые готовы вкладывать серьезные средства в создание комфортной среды помимо обязательной инфраструктуры. Так, финская компания YIT, открывая продажи в жилом комплексе “Новоорловский”, запустила новую площадку для активного отдыха петербуржцев. Пространство на пересечении Каменки и Новоорловской улицы насыщено зонами активности для семейных праздников и спортивных соревнований. Несомненно, эта площадка используется и в рекламных целях. Однако для людей такой парк — действительно полезный проект, здесь каждую субботу можно бесплатно покататься на лошадях, послушать современных звезд эстрады, посетить мини-ферму, совершить прогулку по ухоженному лесопарку. Сейчас YIT за свой счет возводит там детский развлекательный комплекс, приглашая для этих целей каких-то жутко дорогих строителей. Безусловно, подобные затраты могут позволить себе исключительно крупные застройщики. Также по нашим сведениям, ряд застройщиков активно сотрудничают с “Упсала-Цирком” — это достаточно известный в Петербурге социальный проект, где реабилитируют детей из групп риска. Ребята участвуют в международных фестивалях, гастролируют по стране. Сейчас им помогают приобрести новый автобус”.
Елена Валуева также говорит о том, что компания тратит деньги на мероприятия в области экологии: “Мы активно сотрудничаем с некоммерческой организацией “Мусора.Больше.Нет” в рамках проекта “РазДельный сбор”. Мы поддерживаем деятельность активистов по раздельному сбору отходов, поскольку уверены, что ответственное отношение к окружающей среде должно стать массовым, и хотим способствовать созданию необходимой инфраструктуры не только в рамках собственного жилого проекта “Триумф Парк”, но и на общегородском уровне”.
В качестве интересного примера благотворительности стоит отметить коллективные благотворительные акции строительных компаний: так, например, в прошлом году несколько компаний — участниц Объединения строителей Санкт-Петербурга организовали и профинансировали установку скамеек в парке 300-летия Санкт-Петербурга.
Болевые точки
Однако помимо “специализированных” мероприятий, строители готовы тратить деньги и на “болевые точки”, которые привлекают внимание всего общества. Операционный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Екатерина Аридова считает, что к сферам, недостаточно охваченным благотворительностью можно отнести массу учреждений. “Это прежде всего больницы, где долгое время пребывают тяжело больные дети. Также в запущенном состоянии находятся интернаты и детские дома, удаленные от больших городов. В целом я не раз сталкивалась с дисбалансом в объеме внимания и благотворительных пожертвований — есть учреждения, пользующиеся чрезмерной популярностью у меценатов, а есть и те, что обделены вниманием”, — сокрушается госпожа Аридова.
Дмитрий Трошенков, генеральный директор ООО “Главстрой-СПб”, говорит: “Бизнес все больше становится социально ответственным, и благотворительные программы — неотъемлемая часть корпоративной стратегии компании. Сегодня “Главстрой-СПб” поддерживает проекты, нацеленные на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей (компания оказывает помощь трем детским домам в Санкт-Петербурге), и малоимущих семей с детьми в трудной жизненной ситуации”.
Как рассказали в холдинге Setl Group, у них есть несколько направлений благотворительной деятельности, по которым регулярно организуются различные акции. Это поддержка детского спорта, помощь детским домам и больным детям. “В числе мероприятий, реализованных только за последний месяц, — приобретение вещей для нужд детей, проживающих в доме-интернате для детей с отклонении в умственном развитии N 4, вручение подарков воспитанникам детского дома в городе Никольском, финансирование благотворительного праздника “Международный день ангела” для детей-сирот в “Диво Острове”, приобретение специального оборудования для недоношенных детей из Детской городской больницы N 1″, — сообщили в компании.
В компании КВС считают, что идеи меценатства и благотворительности нуждаются в освещении в СМИ, тогда отношение у общества к этому будет меняться — и оно уже постепенно начало меняться: “Радует, что в благотворительности участвует не только КВС как юридическое лицо, но и лично наши сотрудники. Так, мы приняли участие в сборе средств для детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Ставили специальную коробку в офисе, рассылали по корпоративной электронной почте информацию о заболевшем ребенке, о его истории болезни и просили принять участие в акции. Многие коллеги откликались. К нам постоянно приходят письма от благотворительных фондов с просьбами о помощи тем или иным проектам или людям. К сожалению, очень много нуждающихся, качественное лечение стоит очень дорого, а бюджет на благотворительность ограничен, и приходится отказывать. Если бы идеи благотворительности более активно пропагандировались по телевидению, то участников благотворительных акций было бы гораздо больше. Люди по своей природе все-таки добры, но часто плохо информированы, и государственные телеканалы могли бы выполнять такую важную социальную функцию, как популяризация благотворительности и меценатства. Пример “Первого канала” показывает, что это возможно”.
Формы оказания благотворительной помощи у строителей необязательно носят какой-то отраслевой характер. Чаще всего это перечисление денежных средств или закупка какого-то нужного материала или инструмента. Но застройщики в силу характера свой деятельности могут оказывать помощь ремонтом помещения.
При этом, как говорят участники рынка, каждая строительная компания вольна ответить, готова ли она заниматься благотворительностью сама или передать благотворительность “на аутсорсинг” фонду. “Colliers International не сотрудничает с фондами, мы предпочитаем выбирать и реализовывать благотворительные проекты разными способами, чтобы иметь возможность выбора самого нуждающегося учреждения. Вместе с тем мне известны компании, которые на постоянной основе сотрудничают с благотворительными фондами”, — рассказала Екатерина Аридова.
“Лично мне первый вариант ближе, хотя не все готовы не только тратить деньги, но и находить время для общения с больными и малоимущими”, — говорит госпожа Котова.