Город 812: Что значит комфортное существование в современной городской среде
18 июля 2014
«Город 812» провел круглый стол с участием девелоперов и экспертов рынка недвижимости на тему ««Современные тенденции строительства жилья повышенной комфортности в Петербурге». Мы попытались расширить привычное понятие «комфорт-класс». Поговорить о социальной инфраструктуре, комплексном освоении территорий и современной городской среде.
– Какие новые опции жилья повышенной комфортности, которые продвигают застройщики, сегодня пользуются спросом?
Гусев. Покупатель становится все более рациональным: он четко формулирует свои требования к жилью и знает, за что платит. Цена квадратного метра и месторасположение жилого комплекса остаются приоритетными факторами для клиента. Но набирают силу такие позиции, как архитектура проекта, эффективные инженерные решения, и конечно, благоустроенная придомовая территория.
Сегодня это атрибуты комфортной жизни для проектов любой категории.
Онищенко. Жилье комфорт-класса и, в частности, наши проекты предусматривают создание комфортной жилой среды. Например, жилой комплекс «Царская столица», который мы строим неподалеку от Невского проспекта, это жизнь в историческом центре, в новых домах, с новыми инженерными коммуникациями, безопасными благоустроенными дворами. В наших объектах люди живут и ощущают себя комфортно, и за это готовы платить.
Альбеков. Наверное, не будет преувеличением сказать: то, что сегодня мы видим в домах сегмента «элит» и «бизнес», – это завтрашний-послезавтрашний день домов комфорт-класса. Покупателей квартир в спальных районах уже не удивляют подземные отапливаемые паркинги, куда спускается лифт прямо с лестничной площадки, закрытая придомовая территория с видеонаблюдением и контролем доступа. Обогатить массовый рынок новыми опциями и решениями могут проекты высотного строительства, которые представляют собой благодатную почву для реализации элементов концепции «умного дома», новых подходов к системам вентиляции, диспетчеризации, энергосбережения.
– По вашим наблюдениям, за какие опции в жилье комфорт-класса покупатель жилья готов платить безусловно, а за какие пока не готов?
Берсиров. Покупатель готов платить за качество и надежность: экологически чистые стройматериалы, сдачу объекта в срок, удобную и безопасную схему совершения сделки. А технологические опции должны соответствовать времени: сегодняшние стандарты комфорт-класса достаточно высоки, и они растут с каждым годом.
Власенко. Покупателю жилья класса комфорт важна инфраструктура района, он не готов жить на стройке. Из общедомовых опций ключевыми являются небольшое количество квартир на этаже (не более 4-5), спускающийся в подземный паркинг лифт. Необходимы закрытая территория, удобные выезды. Отделка в комфорт-классе не востребована, при возможности выбора абсолютное большинство наших клиентов остановят свой выбор на варианте без нее.
Мы ожидаем, что потребитель начнет обращать все большее внимания на экологичность материалов и технологий строительства.
Длительная рассрочка, которую сегодня предлагают единицы застройщиков, также со временем должна стать более распространенным финансовым инструментом на рынке недвижимости Петербурга.
– Покупатели квартир в ЖК комфорт-класса – кто они?
Бабаков. Комфорт-класс – очень востребованный формат. Как и в Европе, в Петербурге главным покупателем такого жилья является так называемый средний класс. Обычно это семейные люди с 1-2 детьми, которые покупают жилье для себя и принципиально заинтересованы в жизни здесь и сейчас. Они не хотят долго делать ремонт – поэтому комфорт-класс часто предлагается с качественной чистовой отделкой под ключ. Например, в каждой квартире ЖК «Калина парк 2» устанавливаются двухкамерные стеклопакеты, полный комплект сантехники, металлические входные двери.
Власенко. Приметы покупателя таковы. Возраст 25-44 года. Как правило, покупатель имеет семью, в которой есть один или два ребенка, и обеспечен жилплощадью. Большая часть квартир комфорт-класса приобретается для собственного проживания (65-70% покупок). Число инвестиционных покупок не более 8-10 %.
– Каковы ожидаемые тенденции – будет ли в этом сегменте востребована зеленая архитектура в любом ее проявлении – от энергосбережения до газонов на крыше?
Онищенко. «Зеленые кровли» и сады на крышах – это возможно в отдельных случаях, но не массово. Все-таки климат в Петербурге не способствует этому. Тем не менее в недавно построенном нами жилом комплексе «Летний» в Московском районе элемент «зеленого строительства» присутствует – на крыше многоуровневого отдельно стоящего паркинга разбит зеленый газон, прекрасно дополняющий выполненное благоустройство придомовой территории комплекса.
Берсиров. Экология проживания всегда востребована, и стабильный спрос на квартиры в кирпичных домах это подтверждает.
Власенко. Поскольку у покупателей не пользуется спросом благоустройство зеленых зон, то и девелоперы в большинстве своем не обращают на это особого внимания. Таких проектов в Петербурге единицы. Для европейского потребителя это уже стандарт, у нас зеленая архитектура пока продолжает оставаться дополнительной опцией, которая не влияет особо на выбор объекта.
– Вопрос о социальной инфраструктуре новостроек уже не раз обсуждался, но остается актуальным. Кто должен ее строить – инвестор или государство?
Берсиров. В городе, к сожалению, все расходы на инфраструктуру возложены на застройщика, и в конечном итоге – на покупателя квартир. В Ленинградской области появилась программа «Социальные объекты в обмен на налоги», которая устраивает все заинтересованные стороны – строителей, власти и жителей. В рамках этой программы наша компания планирует строительство детских садов и школ в новом проекте комплексного освоения в пос. Новоселье на юго-западной границе города, и уже строит совместно с партнерами школу на 1600 мест в Кудрове. Причем правительство области пошло нам навстречу, и на определенный период готово взять этот объект в аренду и эксплуатировать: школа будет уже работать, а мы продолжим платить налоги, так как к моменту завершения строительства нужного количества налогов для ее выкупа еще не наберется.
Онищенко. Однозначного ответа до сих пор нет, при строительстве каждого нового объекта вопрос решается индивидуально. Многие компании, строящие жилье в Ленинградской области, работают по программе «Социальная инфраструктура в обмен на налоги». В Петербурге ситуация несколько иная, но не мы определяем правила игры, мы просто действуем в существующих условиях.
Гусев. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов: например, от того, на каких условиях приобретался земельный участок. В нашем случае компания приобрела все свои участки на аукционе. В настоящее время «Главстрой-СПб» ведет строительство социальных объектов на собственные средства с последующим выкупом городской администрацией и передачей на баланс города.
Альбеков. Прежде всего, всем участникам рынка надо быть реалистами: объем обязательств городского бюджета по уже согласованным проектам планировки территорий исчисляется сотнями миллиардов рублей (это данность), а возможности бюджетной адресно-инвестиционной программы – десятки миллиардов рублей в год (и это тоже данность, особенно в условиях сокращающихся доходов бюджета). Когда обязательства и возможности расходятся не менее чем на порядок, все участники процесса (девелоперы, властные структуры) должны помнить, что их общая цель – обустройство комфортной среды проживания для горожан, и исходя из этого эффективно искать взаимные компромиссы, разрабатывать механизмы сотрудничества и партнерства.
– Каковы перспективы оснащения КОТ рабочими местами?
Альбеков. Комплексное освоение территорий – закономерный этап развития строительного рынка, связанный с исчерпанностью ресурсов уплотнительной застройки. С каждым годом доля проектов КОТ в объемах предложения первичного рынка будет только расти. Возможные издержки, с которыми сталкиваются такие проекты, вполне предсказуемы и потому преодолимы при более-менее грамотном и спланированном взаимодействии девелоперов, властей и «монополистов».
Онищенко. Наши проекты КОТ направлены на организацию комфортной жилой среды. В Петербурге это «Юбилейный квартал», «Морской фасад», «Золотая гавань», «Царская столица», «Ласточкино гнездо». На наш взгляд, все эти проекты очень успешны.
Берсиров. Большинство крупных проектов сегодня строятся в непосредственной близости от КАД, а значит, добираться до работы их жителям даже проще, чем большинству горожан. Современные кварталы КОТ – не спальники и не новые моногорода вокруг одного предприятия, это принципиально другая градостроительная логика: застройщик не просто возводит ряд домов, он создает среду обитания. Детские учреждения, торгово-офисные центры, развлекательные объекты, медицинские и спортивные комплексы, пожарные депо и полицейские участки – в КОТ необходима полная инфраструктура, которая обеспечит людям полноценную гармоничную жизнь. Именно в этом направлении, учитывая весь накопленный опыт работы, «Строительный трест» сейчас развивает проект в Новоселье. Мы создаем здесь квартал с продуманной логистикой, оригинальной архитектурой, комплексным благоустройством – предусмотрены и прогулочные территории, и велосипедные дорожки, и парковочные места на каждый автомобиль, и закрытые от транспорта внутренние дворики с игровыми площадками. Уверен, что наш проект вызовет интерес покупателей.
Бабаков. В обжитых районах города лучшие перспективы у проектов, подразумевающих редевелопмент. Например, благодаря выводу в Ленобласть производственных мощностей заводов стройматериалов, входящих в холдинг «Группа ЛСР», осваиваются освободившиеся участки. В районе Октябрьской набережной мы планируем вывести новый масштабный жилой проект, гордость которого – дома комфорт-класса, из окон которых открывается вид на акваторию Невы.
Гусев. Сегодня большинство новых проектов в Петербурге, в том числе и КОТ, спланированы не всегда грамотно – основным драйвером является жилищное строительствo. Но сам формат правильный.
На Западе такие проекты предполагают создание почти автономных территорий, «якорем» которых нередко выступают современные производства или технопарки. Таким образом, рабочие места не только присутствуют в проектах, но являются их главным содержанием. В нашей стране доля таких проектов незначительна. Одним из примеров может служить Сколково, являющееся проектом комплексного освоения территорий по мировым меркам, но он находится в процессе реализация. В Петербурге проектов такого масштаба нет, и без поддержки государства их появление проблематично.
Действия девелоперов и властей должны быть более скоординированы. Должны появиться государственные стандарты развития новых территорий, способствующие их эффективному и комплексному освоению. Тогда сегодняшние КОТы станут полноценными районами города с грамотным сочетанием жилой, коммерческой, социальной и общественной функций.