Строительный еженедельник. Вторые по спросу
05 августа 2014
По данным Ольги Трошевой, руководителя КЦ «Петербургская недвижимость», за первое полугодие 2014 года было продано чуть более 700 секций. «По сравнению с первым полугодием 2013-го количество сделок с таунхаусами увеличилось в 1,4 раза (по количеству) и на 24% (по объемам квадратных метров)», – подсчитала госпожа Трошева.
По объему спроса на загородном рынке таунхаусы находятся на втором месте после недорогих участков без подряда. По словам Елены Шишулиной, директора по маркетингу ЗАО «УК «СТАРТ Девелопмент», средние темпы продаж в одном коттеджном поселке находятся на уровне 5-7 домовладений в месяц. «Если продавец ошибся с форматом (например, таунхаус слишком большой и дорогой, и клиенты ему предпочитают коттеджи) или не занимается продвижением проекта, то темпы продаж могут стремиться к нулю. Если же, наоборот, демпинговые цены сочетаются с агрессивной рекламной кампанией, то в месяц может продаваться до 20 таунхаусов, что, впрочем, не обязательно свидетельствует об общей успешности проекта», – поясняет госпожа Шишулина.
Елена Карасева, директор по маркетингу компании «ПетроСтиль», говорит, что таунхаусы являются одним из самых динамичных сегментов загородного рынка. «В год в среднем реализуется до 170-180 секций таунхаусов. Основная доля сделок (до 70%) – это, как и везде, эконом-сегмент. Но тенденции последних двух лет привели к росту предложения и спроса в сегменте комфорт», – говорит госпожа Карасева.
Другой точки зрения придерживается Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»: «Пик спроса на данный формат загородной недвижимости пришелся на 2011-2012 годы, когда на рынок вышли небольшие по площади секции по цене, сравнимой с ценой комнат в коммунальной квартире. Но в 2013 году интерес покупателей к сблокированным секциям резко снизился: формат малогабаритных таунхаусов показал свою несостоятельность». Наибольший спрос, по его данным, сегодня наблюдается на объекты площадью около 100 кв. м.
Эксперты расходятся во мнениях относительно перспектив данного формата.
Аналитики Knight Frank St Petersburg полагают, что существует определенное перенасыщение рынка подобным предложением в том формате, который приобрел массовый характер за последние пару лет. «Перспектива реализации данного формата в серьезных масштабах находится под вопросом. При этом качественные объекты будут находить своего покупателя: это таунхаусы, расположенные в пригородных территориях, площадь секций которых сопоставима со средней трехкомнатной квартирой в городе (75-85 кв. м)», – отмечают специалисты Knight Frank St Petersburg.
По словам Арсения Васильева, застройщики не спешат выводить такие проекты на рынок, учитывая качественно меняющийся интерес потенциальных покупателей к формату таунхаусов.
Елена Шишулина оптимистично настроена и считает, что перспективы у формата хорошие. «Можно хотя бы вспомнить, как еще 3-4 года назад само слово «таунхаус» не было на рынке понятным и знакомым, и как теперь практически каждое второе обращение в отдел продаж происходит конкретно по таунхаусам», – делится наблюдениями эксперт.