РБК: Провал сезона распродаж: магазины вынуждены отказываться от дорогой одежды
Большие распродажи в крупных торговых центрах Петербурга перестают быть эффективным инструментом для привлечения покупателя. Эксперты предполагают, что и без того низкая покупательская активность населения из-за прекращения роста доходов еще больше упадет к концу этого года. Пока петербуржцы будут выплачивать долги по набранным кредитам, торговые сети фэшн-индустрии попытаются удержать падающий спрос с помощью дешевых товаров.
Летние распродажи в ТЦ Петербурга подходят к концу, скидки на товары достигают максимальных значений, но покупателей на них нет. «Реальные доходы населения на фоне ухудшении экономики снижаются, поэтому сократилось количество спонтанных покупок. Люди более взвешенно подходят к решению о приобретении товаров», – говорят в УК «Адамант» (входит в холдинг “Адамант”, который, по оценке Сolliers international, контролирует 25% рынка торговой недвижимости). Покупательские предпочтения перемещаются в сторону нижнего ценового сегмента класса mass-market, добавляют в Melon fashion group (бренды befree, Zarina, Love Republic).
«Прошлый год казался стабильным, т.к. поддерживать покупательскую способность удавалось за счет потребительских кредитов. Но получился в итоге эффект натянутой резинки. Средний класс накопил долгов, а доходы не выросли. Поэтому и выходит, что интерес покупателей переместился в сторону низкого ценового сегмента», – говорит И.Федяков.
По данным эксперта, сейчас каждый восьмой кредит не обслуживается (т.е. по нему не поступают обязательные платежи в течение 90 дней). К концу года процент необслуживающихся кредитов вырастет до 15%, предполагает И.Федяков. В 2013г. этот показатель был на уровне 4-4,5%.
По мнению директора INFOline, сейчас самое время договориваться о величине арендной ставке. «У нас одни из самых высоких арендных ставок по сравнению с Европой. Все торговые центры уже окупились, поэтому многие переходят на ставку процента с оборота. Надо распространить эту практику, иначе арендаторы начнут разбегаться», – говорит Федяков.
Процесс ухода арендаторов уже можно наблюдать на примере стрит-ритейла. С начала весны владельцы модных брендов начали оптимизировать сети магазинов в Петербурге – в начале Невского проспекта и на Большом проспекте Петроградской стороны на месте магазинов одежды уже несколько месяцев висят вывески “Сдается в аренду” или “Закрыто на реконструкцию”. Эксперты объясняют это неоправданно высокими арендными ставками. К примеру, с появлением станции метро Адмиралтейская собственники встроенных помещений в начале Невского проспекта резко подняли стоимость аренды, однако со временем выяснилось, что показатель проходимости этих помещений практически не изменился, и арендаторы стали искать экономически выгодные места.
Как ранее рассказывала РБК-Петербург директор департамента коммерческой недвижимости “АРИН” Екатерина Лапина, в ближайшее время мы увидим ротацию арендаторов как в стрит-ритейле, так и в торговых комплексах из-за неадекватных арендных ставок.
Генеральный директор консалтинговой компании ASTERA Алексей Филимонов отметил, что текущая ситуация изменила политику девелоперов в сегменте торговой недвижимости. «В ближайшее время активность девелоперов сохранится в сегменте районных торговых центров, специализирующихся на товарах повседневного спроса. Реализация большинства крупных проектов площадью более 50 тыс. кв.м будет отложена до возобновления устойчивого роста потребления», – считает эксперт.
Чтобы торговым центрам сохранить поток посетителей, необходимо менять форматы, разрабатывать концепции аутлетов, добавляет И.Федяков. «В городе открылось 200 ТЦ, но они все они одноликие, за исключением «Галереи» и «Стокманна»», – отметил эксперт.