Коммерсант: Торговля готовится к худшему результату
08 октября 2014
По данным компании JLL в Санкт-Петербурге, арендопригодная площадь ТЦ “Монпансье” на Планерной составляет 30,5 тыс. кв. м, ТЦ “Адмирал” на Малой Морской — 11,3 тыс. кв. м, причем оба объекта были введены в третьем квартале.
При этом до конца года ожидается ввод “Европолиса” (60,5 тыс. кв. м арендопригодной площади) и “Торгового двора” (16,8 тыс. кв. м), “Парнаса” (6,5 тыс. кв. м) и торговой галереи Au Pont Rouge в составе МФК “У Красного моста” (арендопригодная площадь — 6,4 тыс. кв. м).
Светлана Чернышева, руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, говорит, что, несмотря на сокращение ввода торговых площадей, на рынке наблюдается их переизбыток: арендаторы торговых комплексов все чаще инициируют изменение условий аренды, выходя к собственнику с уже сформированным предложением. “Чаще всего арендаторы настаивают на переводе арендной ставки в рубли, либо договариваются о фиксации валютного курса или отмене индексации арендной ставки на период от полугода до двух лет. В случае потокообразующих арендаторов собственники готовы также предоставлять скидку с арендной платы в размере от 10 до 30 процентов. Также в последние месяцы собственники помещений в торговых центрах готовы по просьбе арендаторов уменьшить размер залогового депозита до одной месячной арендной ставки вместо обычных двух-трех. Наиболее готовы к переговорам собственники торговых комплексов, в которых уровень вакансии превышает среднерыночный, так как срок экспозиции помещений увеличился в среднем на 50 процентов”, — говорит она.
“Политическая и экономическая нестабильность, безусловно, отражаются на рынке ритейла. Сегодня арендаторы более глубоко и тщательно изучают каждую отдельную площадку, и те недостатки, на которые раньше закрывали глаза, сейчас подвергаются детальному анализу. Новые проекты торговых центров оцениваются более тщательно, чем уже действующие и “проверенные” объекты. Принятие решений по аренде занимает гораздо более продолжительный период, чем раньше. Спрос со стороны ритейлеров на новые площадки сейчас довольно сдержанный и осторожный, но и объем нового строительства торговых центров в Петербурге в настоящий момент минимальный по сравнению с предыдущими годами”, — говорит руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге Анастасия Балмочных.