АРИН: Рынок офисной застройки Петербурга снижает обороты, уровень вакансии растет
Как отмечается в обзоре АРИН, по итогам трех кварталов объем рынка качественной офисной недвижимости Санкт-Петербурга достиг 2,5 млн. кв. м. Обеспеченность офисными помещениями составляет порядка 500 кв. м. на 1 тыс. жителей.
В I полугодии 2014 года было введено в эксплуатацию 7 бизнес-центров суммарной аренднопригодной площадью около 76 000 кв.м. Самым крупным из них стал бизнес-центр «Лукойл» класса «А» арендной площадью 18 600 кв.м. (Аптекарская наб.). Основной ввод площадей в 2014 году пришелся на II квартал 2014 года.
Однако третий квартал изменил картину. В Санкт-Петербурге были введены в эксплуатацию четыре бизнес-центра суммарной арендуемой площадью порядка 38,8 тыс. кв. м. Это худший показатель третьего квартала всех предыдущих лет.
За счет ввода новых площадей и ротации арендаторов общий уровень вакансии превысил 12%. Консалтинг АРИН напоминает, что еще в начале года этот показатель был ниже на 2%.
Как не потерять арендатора БЦ, которые на рынке не первый год? Председатель совета директоров компании АРИН Андрей Тетыш предлагает собственникам помещений ряд вариантов, ключевым из которых называет значительное улучшение качества продукта: «Концепция необходима, по возможности нужно повышать класс бизнес-центра. Возможно, это прыжок в целом классе: например, из С в В. На практике чаще происходит прыжок в половину либо в треть класса. Но арендатору сегодня однозначно надо давать более качественный продукт за те же деньги».
Кроме того, эксперт АРИН уверен, если собственник в состоянии изменить среду вокруг бизнес-центра, это тоже нужно делать: «На то, чтобы менять среду в микрорайоне вокруг, должен быть очень большой размер проекта. Если проект занимает и сам пару кварталов, можно думать о каких-то публичных сервисах: парк внутри территории, общественное место для отдыха, которое приукрашивает состояние проекта и позволяет привлечь новых арендаторов либо сохранить старых на той же ставке».
Андрей Тетыш отмечает также, один из эффективных способов сохранения арендаторов – работа над публичным имиджем проектов: «Кроме физической структуры объекта есть его имидж и психологическое восприятие. То, что представляет собой объект в глазах арендатора, управляющего – это совсем не то же самое, что его публичный имидж».