Андрей Тетыш для Санкт-Петербург: Почему нам хуже, чем Америке
22 октября 2014
В Нью-Йорке крупная площадка, сдающая в аренду апартаменты, оказалась мошенническим проектом. Мы выяснили, почему для Нью-Йорка такая ситуация – скандальна, а для России – вполне обычна. Вокруг крупной площадки, занимавшейся продажей и арендой апартаментов в Нью-Йорке, разгорелся крупный скандал. Все налоги со сделок, совершавшихся на платформе, получала небольшая мафия “черных” риэлторов, составляющая порядка 6% всех пользователей ресурса. На сайте Airbnb одни и те же помещения в 2013 году сдавали примерно 13 разным арендаторам одновременно.
Об этом конкретном случае нужно судить, исходя из нюансов англо-саксонской системы права. Но это очень странно. Потому что американская ассоциация риэлторов – мощнейшая структура, с ее руководителем каждый год президент США встречается лично. И история о том, что кто-то, имея лицензию, ввязывается в такие авантюры, звучит глупо. Да и не имея лицензии, а будучи на стадии ее получения, едва ли риэлтор пустит под откос свою карьеру. Ради нескольких сотен долларов, чтобы не оплачивать лицензию, тоже едва ли кто-то на такое пойдет. Вероятно, это просто стадо мошенников, а проект – обычная афера.
У нас, например, профсообщество с государством никак не контактирует. И регулируют нас общественные организации. Социальный риэлторский бизнес платит налоги. Сотрудники “белых” компаний не скрывают, что они агенты и этим зарабатывают на жизнь. Проверить, легальная ли организация предлагает вам снять жилье, очень просто: спокойно поинтересуйтесь, принимают ли они оплату по безналу. Если вам так же спокойно ответят, вероятно, это “белая” контора. Но есть и так называемые “частные маклеры”, как в ранние 90-е, когда еще не было закона о регистрации, и одни и те же квартиры сдавали по нескольку раз. Сейчас есть много людей, которые приезжают, допустим, из Ташкента, три недели живут в Петербурге и считают себя специалистами в области недвижимости. Они так же зарабатывают деньги, но не только не получают лицензии, но и не регистрируются как ИП. У нас эта область законом никак не регламентируется.
Мне очень нравится практика у наших соседей – в Белоруссии. Там человек может напрямую разместить объявление о продаже или аренде жилья, он собственник, и это его конституционное право. Но телефон, указанный в объявлении, должен быть зарегистрирован на человека с такими же именем, фамилией, отчеством и датой рождения. Если это не так – выплачивайте штраф в размере стоимости двухкомнатной квартиры в центре Минска. Если еще раз нарушаете закон – получаете пять лет тюрьмы. И в Белоруссии порядок.
Мы попытались сообщить в дежурную часть Центрального района о подозрительном объявлении об аренде квартиры, размещенном на “Авито”. “Может, вам еще и милиционера выделить, чтобы с вами поехал, договор заключил? – негодовал дежурный на другом конце трубки. – Вы уж сами съездите, проверьте, что там за люди, что за договор. Если это окажутся мошенники – тогда пишите заявление по месту проживания”.