Фонтанка: Внешняя политика добралась до бутиков
22 октября 2014
Корреспондент «Фонтанки» насчитал на Невском проспекте порядка 20 пустующих помещений, предлагаемых для аренды или покупки, не считая тех, где раньше располагались офисы мелких банков или туристических компаний. На нескольких еще остались вывески находившихся здесь ранее брендов. Например, неподалеку от пересечения Невского и Лиговского проспектов два бренда пишут о своем переезде в ТЦ «Галерея». По вывеске на здании по Невскому, 112, можно определить, что недавно здесь находился магазин датской обувной компании Ecco. В самой компании не раскрыли, переехал ли магазин или закрылся совсем.
Количество свободных и предлагаемых для аренды площадей на Невском, между площадями Восстания и Александра Невского, тоже растет. Попадаются помещения с вывесками магазинов мужской и женской одежды. Например, на Невском, 162, недавно закрылся магазин обуви и аксессуаров Andare Avanti, открытый, судя по информации в группе магазина «ВКонтакте», весной этого года. По адресу: Невский, 164, закрыт салон женской одежды «Каприз».
Неподалеку от этих двух магазинов закрылся салон по пошиву мужской одежды Indever, однако в пресс-службе компании объяснили, что макроэкономика здесь ни при чем. «На самом деле мы не совсем закрылись. Полторы недели назад мы переехали и теперь находимся в жилом комплексе «Парадный квартал». Переезд связан со спецификой нашего бизнеса – новое помещение почти вдвое больше предыдущего», – рассказала пресс-секретарь Indever Анастасия Серегина.
На еще одной петербургской “улице бутиков” – Большом проспекте Петроградской стороны – корреспондент «Фонтанки» насчитал около десяти помещений, приглашающих новых арендаторов.
В петербургском отделении консалтинговой компании Colliers International свободные витрины в центре города объяснили исторической немногочисленностью премиальных товаров в сегменте стрит-ритейла. «Во-первых, «вымывание» части премиальных арендаторов или сокращение числа площадок произошло во время кризиса 2008 – 2009 года. Во-вторых, открывшийся ДЛТ стал серьезным конкурентом для магазинов премиальных брендов, представленных в формате street retail. В-третьих, по сравнению с Москвой, уровень спроса на премиальные бренды в Санкт-Петербурге по-прежнему является более низким», – говорит региональный директор по торговой недвижимости Colliers International Россия Анна Никандрова.
К самому по себе малонасыщенному рынку два-три года назад добавилась тенденция открытия премиальных магазинов в классических торговых центрах с подходящей локацией, добавила Никандрова. Причиной послужило открытие торговых центров «Стокманн» и «Галерея» в самом центре города. Сегодня монобрендовые магазины сосредоточены в основном в этих торговых центрах.
Председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости Андрей Тетыш рассказал, что четыре года назад, когда «Галерея» только открылась, на центральных улицах города появилось большое количество объявлений о сдаче помещений в аренду. «Говоря простым языком, новый торговый центр сыграл роль «пылесоса», затянувшего бренды с центральных улиц города. «Стокманн» и «Галерея» тогда забрали порядка 7 – 8 процентов брендов, занимавших прежде отдельные помещения на Невском проспекте. До их открытия в городе просто не было качественных торговых центров с такой хорошей локацией», – вспоминает Тетыш. Расположение в крупном торговом центре обеспечивает лучшую пропускную способность – покупателям удобнее посетить одно место, чем искать товар по всему городу.Правда, говоря о современной ситуации, эксперт не находит прямой связи между снижением покупательской активности и закрытием бутиков на центральных улицах. «Сегодня просматривается другая, куда более глобальная тенденция – торговля предъявляет все большие требования к торговым помещениям. Существует разница между торговым помещением и помещением, приспособленным для торговли. Торговый бизнес все больше усложняется, главная проблема в том, чтобы показать товар так, чтобы он был куплен», – сказал Тетыш.
В то же время управляющий партнер London Real Invest Игорь Горский наблюдает закрытие брендовых магазинов на «околоцентральных» улицах Петербурга. «Закрытия начались, мы подтверждаем это. Наблюдается самое начало новой тенденции. Речь идет о магазинах одежды и обуви, в том числе итальянских брендов в Петроградском районе города. Договоры прекращают арендаторы в Выборгском и Калининском районах», – рассказал эксперт. Названия магазинов он не привел, так как об анонимности просят сами арендаторы.
Дальше, по словам Игоря Горского, количество расторгнутых договоров аренды будет только возрастать. «Для самих брендов бутики в центре города вещь, как правило, имиджевая. Их открытие не приносит больших доходов, аренда обходится дорого. Они работают в ноль либо в небольшой плюс, окупаются за счет продаж в остальных магазинах сети. И в нынешних условиях от закрытия многие компании отделяют лишь усилия арендодателей – найти арендаторов в январе-феврале практически невозможно, поэтому, чтобы не потерпеть убытки, легче снизить стоимость аренды. Продавцов, в свою очередь, держит выгодное место. Если единожды уйти с центральной магистрали, на нее можно больше не вернуться, что, в свою очередь, грозит закрытием бизнеса», – объяснил эксперт.
Кроме падения курса рубля к закрытиям магазинов одежды подталкивает экономическая неопределенность: «люди в основном озабочены не тем, что будут завтра одевать, а тем, что будут есть». Главный драйвер закрытий сегодня – политика. Только с изменением вектора на международной арене тенденция сможет измениться. А пока охлаждение бьет как по России, так и по Европе, считает Горский.