Ок.информ.ру: Современное жилье: ожидания и реалии
10 ноября 2014
В петербургском Фонде имущества недавно в очередной раз обсуждали абсурдную архитектуру новых районов и, как водится, ругали архитекторов. Почти за глаза. Поскольку профессиональное сообщество современных зодчих представлял лишь один Владимир Реппо, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов, много лет проработавший в головном проектном институте ЛенНИИпроект.
Разговор профессионалов крутился вокруг утилитарных понятий: что важнее – интересы людей или застройщиков, как компетенция профи может обеспечить комфортность проживания в новых домах, какие маркетинговые ходы применяют застройщики. Несмотря на то, что современные кварталы редко вызывают одобрение, парадокс в том, что к их созданию привлекаются не самые плохие специалисты.
Например, некоторые бизнес-центры, построенные в нашем городе, проектировались с участием маститого немецкого архитектора Сергея Чобана, в том числе БЦ «Бенуа». К оформлению внутренних интерьеров ЖК «Леонтьевский мыс» привлекали самобытного дизайнера Филиппа Старка, современного последователя Сальвадора Дали.
«Все проекты вполне профессиональны, – считает Андрей Тетыш, председатель совета директоров агентства недвижимости «АРИН». – Нам известно, что на некоторых объектах практикуется сотрудничество с архитектором Чобаном, дизайнером Старком. Привлечь Старка – смелая идея, но он не занимается архитектурой. Поэтому это, скорее, маркетинговый ход. По классности жилье и бизнес-центры соответствуют заявленным параметрам. Но я считаю, что дизайн доминирует над функциональностью. Как соотносятся утилитарная функция и дизайн жилья, можно проиллюстрировать сопоставлением «Феррари» и мебели «ИКЕА». Так вот, стиль «ИКЕА» – это и есть современная архитектура. Но и то и другое востребовано сегодня на рынке».
В современных жилищных проектах даже рука великих допускает наличие пятиметровых кухонь, малометражных квартир, так напоминающих жилье в «хрущевках», застройку громоздкими, неуютными многоэтажками. На Западе авторские дома выглядят совершенно иначе – и внешне, и по внутренней планировке.
«Я 46 лет занимаюсь проектированием, – говорит Владимир Реппо. – Сегодня заказчики и инвесторы «понимают» лучше нас, каким должно быть жилье. Проекты ориентированы на их вкус, на их представление о «веселеньком» фасаде. Сегодня даже внутри архитектурной среды десять разных мнений о том, что хорошо, а что нет. Применяются все способы заставить архитектора делать плохие проекты. Это и минимум возможностей по применению материалов, и навязывание заказчиком планировочных решений. Такое мы уже проходили во времена СССР, когда у архитектора отнимали свободу в профессиональном плане, в результате чего рождалась «серая архитектура». Сегодня история повторяется. Чтобы иметь работу, архитекторы соглашаются проектировать то, что им заказывают, даже если это противоречит их представлению о хорошем жилье».
Архитектор считает: если дать профессионалу больше свободы на начальной стадии проектирования, можно получить более высокое качество жилья на выходе.
Специалисты по-разному оценивают соотношение оригинальных проектов и массового жилья. Некоторые говорят, что оригинальных, авторских проектов в Петербурге не больше 5%.
«Не соглашусь с мнением, что только 5% строящихся домов имеют оригинальную архитектуру. В масс-маркете она вся оригинальная, только ужасная, – говорит Алексей Шипицын, руководитель отдела согласований ЗАО «Группа Прайм». – По-хорошему оригинальных сейчас 15%. Возможно, в скором будущем их доля составит 30%».
Сегодня мало кто может назвать имена архитекторов, поскольку города застраивают простыми коробками, расцвеченными в разные цвета. И это происходит не только потому, что заказчики экономят на проектах, но и потому, что создавать талантливые проекты, а значит, строить качественное жилье нецелесообразно.
«Определение «оригинальный» по отношению к проектированию – кухонный термин, – вставляет свою реплику Владимир Реппо. – Завтра такой проект потеряет оригинальность».
По мнению Игоря Водопьянова, генерального директора ООО «УК «Теорема», главной проблемой является то, что на строительном рынке постоянно меняются правила игры. Пересматриваются генпланы, архитектурные концепции и законодательство.
«Поэтому шедевры могут возникнуть только в центре, – считает специалист. – А за КАД строятся кварталы, как на Парнасе, в которых нормальные, уважающие себя люди жить не будут, и эти кварталы вскоре превратятся в гетто».
Зашел разговор и том, что подобный подход в Детройте привел к полному коллапсу. Развитие этого города зашло в тупик, и сейчас серьезно рассматривается проект его полного сноса. Представитель финского проектного бюро Rumpu отметил, что в работе над новостройками в Финляндии критерии и задачи проектирования заметно отличаются. Там особое место отводится инфраструктуре: как заезжать, где гулять с детьми, насколько безопасно во дворе и внутри дома. Именно безопасность стоит на первом месте. У нас же пока заказчик диктует требования с одной целью – выжать максимум из земельного участка.
Согласно единым стандартам классификации жилья:– минимальные размеры кухни экономкласса – 8 кв. м, бизнес-класса – 12 кв. м, элит-класса – 20 кв. м;– минимальная общая площадь однокомнатных квартир эконом-класса – 28 кв. м, бизнес-класса – 45 кв. м, элитных- 60 кв. м.