День приемки квартиры у застройщика: на что обратить внимание?
Многие несправедливо полагают, что принять квартиру у застройщика просто. А еще хуже, если акт приемки подписывается «не глядя». Все выявленные недочеты после подписания документов и передачи ключей становятся проблемами собственника и управляющей компании. Чтобы не упустить ни одной мелочи, нужно знать, на что обратить внимание при осмотре готовой квартиры. Покупателя могут поджидать различные неожиданные моменты и подводные камни. Схематизируем советы специалистов по приемке и обсудим каждый из них.
Собираясь ехать на осмотр квартиры, внимательно прочитайте документ долевого участия. В нем подробно описано, в каком виде квартира должна быть передана покупателю: черновом, чистовом или «под ключ». Далее идет подробное описание всех узлов, материалов и оборудования. Руководствуясь характеристиками документов, осматривайте жилье на соответствие.
Договор так же содержит поэтажный план и экспликацию – схематическое обозначение квартиры относительно лестничной клетки и других помещений. Если приобреталась квартира со свободной планировкой, на полу должны быть размечены кирпичом в один ряд будущие стены. Это делается для обмеров организаций технической инвентаризации (БТИ) и отражается в экспликации.
Прием квартиры происходит после визита инвентаризационных организаций, поэтому обратите внимание на значения общей и жилой площади, соответствуют ли эти значения указанным в договоре и фактическим. Для вычисления фактических значений, проведите контрольный обмер самостоятельно. Если полученная площадь отличается от документированной, производится пересчет в пользу застройщика или владельца. Если площадь больше заявленной, покупатель обязан оплатить разницу по тем цена, которые действовали на момент заключения договора. Если площадь меньше – оформляется возврат средств. Если ошибка кроется в расчетах ОТИ, замерщик вызывается повторно и корректируется технический паспорт и экспликацию.
Первое, что встречает будущего хозяина – входная дверь. Обычно в договоре прописано только ее наличие и материал изготовления. Проверить здесь можно замок, петли, фурнитуру, правильность установки (нет ли перекосов, скрипов, сложностей с открыванием-закрыванием). Толщина металла, изготовитель, качество и цвет в договоре, как правило, не указываются. Поэтому и претензий к этим пунктам покупатель предъявить не может.
Если договор с застройщиком заключен только на черновую отделку, то покупателю предстоит принять оштукатуренные механическим способом стены, бетонный потолок и пол со стяжкой под напольное покрытие. В случае чистовой отделки, стены дополнительно шпаклюют – готовят к нанесению финишного декоративного покрытия.
Поверхность стен должна быть не только гладкой, но и не иметь трещин. На предмет брака нужно осмотреть также пол и потолок.
Наличие стеклопакетов обязательно прописывается в договоре, ознакомившись с ним, тщательно проверьте все запорные механизмы, наличие и исправность всей фурнитуры. Откройте и закройте все окна, важно, чтобы ход был плавный, все операции проходили без усилий. Важно, чтобы не было щелей, не дуло из-под подоконников, все стекла были целыми, а сам пакет герметичным.
Застекление балконов – дополнительная услуга, которая указывается в документах. Если прямо не указано, что балкон должен быть застеклен, значит это не предусмотрено договором.
При черновой отделке разводка воды и отвода стока не производится, но на каждом стояке имеется шаровый кран, открыв который можно проверить наличие воды. Если же была выполнена отделка «под ключ» с сантехникой и смесителями, все оборудование нужно проверить на работоспособность и целостность. Особенно внимательно осмотрите керамику и фаянсовые изделия. Обратите внимание, не подтекают ли соединения подводок и труб.
Установка отопительных приборов обязательна для всех квартир, однако их работоспособность можно проверить только в холодное время года. Летом же стоит обратить внимание на соответствие отопительных приборов типу и размерам, указанным в договоре. Нередки ситуации, когда батареи в комнату устанавливаются меньшей мощности, чем заявлено.
В случае с электричеством, обратите внимание, указаны ли в договоре работы по разводке. Не лишним будет проверить все лампочки и розетки. Если же электричество заведено только до распределительного щитка, нужно подключить к нему лампочку, чтобы убедиться в наличии тока в сети.
На момент приемки задокументируйте показания всех счетчиков, имеющихся в квартире. Этот вопрос важен, потому что до момента подписания акта все расходы покрываются строительной организацией, после – оплачиваются собственником.
Работа вентиляционных каналов не должна вызывать сомнений. Проверить их функциональность не сложно, возьмите спичку или лист бумаги, если пламя потянется в вентиляционное отверстие, а бумага «прилипнет», значит, система исправна.
Несмотря на кажущуюся несерьезность этой проверки, специалисты советуют ее выполнить, так как работы по самостоятельному устранению проблем с вытяжкой очень сложны. А если оставить как есть, то можно получить задымленную кухню или сырую ванную комнату.
Места общего значения не являются предметом договора, а значит, претензии по их внешнему виду, работоспособности лифтов, подъездного освещения адресуются уже не застройщику, а управляющей компании дома. Выставляются эти претензии вместе с пожеланиями после приемки лично или коллективно с будущими соседями.
Все возникающие претензии по качеству предоставленного жилья необходимо указывать в акте приема-передачи собственности. Только в этом случае застройщик обязан будет исправить ошибки и выполнить работы по доделке. Иногда исправление недочетов по договоренности с застройщиком берет на себя управляющая компания. Практика показывает, что работы пунктам, указанным в акте, проводятся не дольше, чем 2-3 месяца. Не стоит идти на уступки строителям и подписывать чистый акт под устное, ничем не подкрепленное, обещание устранить проблемы. Возможно, это просто уловка, за которой не последует никаких действий.