Коммерсант: Мебельные центры надеются на последствия весеннего бума
25 ноября 2014
На данный момент на мебельном рынке происходит серьезный спад, он наблюдается с 2013 года. Процесс этот вялотекущий, но особенно заметен он стал во время летнего затишья 2014 года. По данным Colliers International, рынок мебельных специализированных гипермаркетов в Санкт-Петербурге уже в течение нескольких лет растет в среднем на 22 тыс. кв. м в год (один мебельный гипермаркет в год). Исключением стал 2013 год, когда на рынок не было выведено ни одного качественного объекта.
Сейчас большая часть качественных площадей мебельного ритейла в Санкт-Петербурге приходится на специализированные мебельные гипермаркеты общей арендной площадью около 190 тыс. кв. м.
“В целом петербургский рынок насыщен специализированными мебельными центрами, хотя и не во всех районах. Например, представляется перспективным строительство специализированного центра на юге города. Некоторые из существующих центров устарели и нуждаются в реновации”, — уверена Вероника Лежнева из Colliers International.
По словам Екатерины Лапиной, директора департамента коммерческой недвижимости АРИН, большинство покупателей ориентированы на крупные мебельные центры в своем районе: “Например, в Невском районе подобным центром притяжения является Mebelwood площадью более 20 тыс. кв. м, а в Приморском — “Мебель City””.
“На фоне отсутствия роста рынка на первый план выходят такие образующие факторы, как локация и концепция объекта. Наше преимущество состоит в том, чтобы еще на стадии планирования проекта был выбран район перспективной жилой застройки. В настоящее время ближайшее окружение активно застраивается, что обеспечивает нас стабильным спросом со стороны жителей в зоне десяти-пятнадцатиминутной транспортной доступности”, — уверен Алексей Попов, директор УК Prior Development (управляет мебельным центром Mebelwood).
Магазины в крупных торговых центрах занимают менее значительную долю мебельного рынка города. “Как правило, мебельные магазины не включаются в концепцию торгового центра. Скорее открытие такого отдела — это вынужденный шаг в том случае, если арендаторов другого профиля найти не удается. Причина в том, что мебельные отделы не генерируют покупательский трафик для других магазинов и в то же время не могут успешно конвертировать посетителей торгового комплекса в покупателей”, — полагает Вероника Лежнева, директор департамента исследований Colliers International.
При этом продавцы мебели также пользуются трафиком, создаваемым крупными неспециализированными торговыми центрами. “Расположение вблизи крупных торговых центров является существенным преимуществом для мебельных гипермаркетов”, — считает госпожа Лапина из АРИН.
Приобретение мебели — это целевая покупка, которая обычно планируется заранее. По словам экспертов, 60-65% покупок приходится именно на специализированные мебельные центры. “Основной мотив, по которому покупатель идет в мебельный центр, — это возможность выбора и по цене, и по качеству продукции от разных производителей. Поэтому чем больше площадь, тем больше мебельный центр интересен покупателям”, — говорит Екатерина Лапина.
“Сейчас доля сетевых арендаторов составляет 30% от общего числа. И, как правило, они сами являются производителями. Главный тренд последнего года — становится больше мелких несетевых арендаторов, работающих в сегменте от экономкласса до среднего и чуть выше среднего. Доля арендаторов премиум-класса снижается”, — говорит Алексей Попов.
По его данным, средняя посещаемость комплекса — 45 тыс. человек в месяц. “В летний период (с апреля по август) она, естественно, падает — до 35 тыс. человек. Зато в пиковый сезон с сентября по март посещаемость составляет 60-65 тыс. человек”, — говорит он.
Сейчас, по словам экспертов, объемы продаж мебели на рынке практически не растут из-за высокой конкуренции между производителями и торговыми центрами. В некоторых комплексах отмечено даже снижение продаж на 25-30% относительно аналогичного периода 2012-2013 годов.
Тем не менее участники рынка надеются на последствия строительного бума, который царил на рынке последние полтора года, ведь после того как квартиры будут сданы, их надо будет обставлять мебелью, а значит, рынок должен оживиться. “Мы ожидаем, что 2015 год пройдет под знаком сохранения текущих позиций. Многое будет зависеть от макроэкономических показателей экономики, однако мы не видим причин для существенного роста или заметного спада — на общем фоне падения доверия к финансовым институтам люди более охотно инвестируют деньги в жилищное строительство, сохраняются все возможности для ипотечного кредитования. Также никуда не денется потребность в периодическом обновлении интерьера. Поэтому мы рассчитываем на достаточно стабильный уровень спроса в среднесрочной перспективе”, — говорит Алексей Попов.