Эксперт Северо-Запад: Торг здесь не уместен
Введение «местных сборов с торговли» может кардинально изменить рынок торгового бизнеса в Санкт-Петербурге, спровоцировав «исход» прежде всего сетевой торговли в приграничные с городом территории Ленобласти.
В соответствии с новой главой кодекса «Торговый сбор», сборами теперь обложат все организации, а также индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли, за исключением тех, кто работает по патенту. Платить торговые сборы нужно будет раз в квартал по определяемой властями муниципалитетов ставке, которая может разниться в зависимости от того, в какой именно части города ведется торговля, и особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора не должна превышать сумму налога, взимаемого по патентной системе налогообложения, но может быть снижена вплоть до нуля. При этом индивидуальные предприниматели смогут вычитать сумму торгового сбора из уплачиваемого ими налога на доходы физических лиц. Компании смогут сократить аналогичным образом платежи по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.
Грядущие изменения в налоговом законодательстве были озвучены в сентябре этого года, но конкретные предложения были сформулированы и представлены в ноябре председателем комитета Государственной думы по бюджету и налогам Андреем Макаровым (одного из авторов части первой Налогового кодекса РФ). В документе были перечислены 22 вида предпринимательской деятельности, на которых в основном специализируется малый и средний бизнес (МСБ). Так, предпринимателям на объектах розничной торговли и общепита площадью до 50 кв. м пришлось бы выплачивать за один объект порядка 600 тыс. рублей за квартал. Отчисления с фотоателье, химчисток и прачечных, салонов красоты, мастерских по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту и чеканке ювелирных изделий и даже с платных туалетов определили в размере 300 тыс. рублей, для ветеринарных клиник – порядка 60 тыс. за квартал и т.д. При этом регионам была оставлена возможность дифференцировать ставки, устанавливая льготы или, напротив, увеличивая указанные тарифы до 10 раз. Сборы планировалось ввести уже с 1 января 2015 года для Москвы, а позднее распространить их еще на два города федерального значения – Санкт-Петербург и Севастополь. Впоследствии, как предполагало деловое сообщество, они стали бы повсеместными.
Планируемые нововведения вызвали бурную реакцию в деловой среде. В ходе обсуждения текущей ситуации и перспектив на 2015 год для малых и средних компаний Санкт-Петербурга на круглом столе, прошедшем на днях в рамках проекта «Будущий Петербург», депутат Законодательного собрания города (фракция КПРФ) Ирина Иванова назвала обсуждаемые поправки пугающими. «Даже если они сейчас будут сняты с рассмотрения и не будут приняты, пугает сам их принцип. Мы говорим о каком-то сборе для поддержания муниципальных органов власти, которые государство, наверное, уже не может прокормить, и этот сбор должны давать наши малые предприниматели, – отметила Ирина Иванова. – Малому и среднему бизнесу надо сейчас занять активную позицию, так как это не просто звонок, а реальная перспектива».
«На 2015 год прогноз оптимистический, мы полагаем, что количество микро- и малых предприятий будет увеличиваться. Но только при условии, что поправки в налоговый кодекс слушания не пройдут. В ином случае, как мы прекрасно понимаем, сектор потребительского рынка будет или потихонечку уходить в тень, или умирать», – заявил на круглом столе заместитель председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Александр Герман.
Однако за последние несколько дней законопроект поправок в Налоговый кодекс был доработан, 18 ноября его рассмотрели на заседании Госдумы и приняли во втором чтении. Таким образом, налоговый груз возложен на плечи предприятий сферы торговли. При этом эксперты отмечают, что, возможно, главная цель «свежих» поправок – заставить крупных ритейлеров выйти из тени и исправно пополнять государственную казну за счет налоговых отчислений.
Неудивительно, что все предпринимательское сообщество сильно взбудоражено новым законопроектом. И малый, и средний, и крупный бизнес неотрывно следят за развитием событий вокруг принимаемых поправок, а многие компании уже пересматривают планы по развитию бизнеса на 2015 и последующие годы. Из-за высокой стоимости кредитов, которые были взяты с учетом «старых» налоговых ставок, в ряде компаний уже перебирают различные варианты сокращения издержек и повышения маржи – от закрытия целых направлений деятельности и приостановки строительства новых площадок до повышения розничных цен, что неблагоприятно скажется на конечных потребителях.
Впрочем, изменение налогового законодательства в последние годы происходит настолько стремительно, что не все успевают за ним угнаться. В настолько изменчивой среде многие предпочитают уходить в тень вместо того, чтобы постоянно перестраивать и налаживать свои бизнес-процессы, переписывать бизнес-планы, для того чтобы нормально существовать и развиваться, соблюдая закон.
«Малый и микробизнес все равно найдет выход и приспособится, – уверена депутат Ирина Иванова. – Обидно, что мы сегодня не платим налоги. Обидно, что даже из-за того, что была такая попытка внести поправки в закон, малый бизнес может предпочесть вообще ничего не платить. Я бы хотела, чтобы мы, наоборот, приучали предпринимателей платить налоги. Бизнесу должно быть настолько комфортно, чтобы в компаниях платили налоги честно. Вот к чему надо приходить – к культуре бизнеса».
Таким образом, результат от всех усилий государства, направленных на переход к открытому и прозрачному ведению бизнеса в России, практически сведен к нулю. Наметившееся улучшение бизнес-среды и растущее доверие между предпринимателями и властями спешными осенними законодательными маневрами было практически подорвано, считают эксперты.
Понимая, что, скорее всего, все вышеперечисленные инициативы по введению дополнительного оброка для торговли касаются прежде всего крупных ритейлеров, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейших российских ритейлеров («Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», «Эльдорадо», Metro, OBI, Prisma и другие), уже обратилась с просьбой к президенту РФ Владимиру Путину наложить вето на вводимые поправки, а для проработки мер улучшения налоговой базы и повышения собираемости налогов создать специальную рабочую группу с участием делового сообщества. Основной довод, что в случае принятия законопроекта произойдут нарушения базовых принципов государственной налоговой политики и слабая проработка механизма по уплате, надзору за собираемостью, порядку исчисления сборов, что открывает массу возможностей для злоупотреблений и коррупции со стороны местных органов власти.
«Во многих странах в отношении новых предприятий действуют налоговые каникулы, в России, в случае принятия указанного проекта закона, будет возведен барьер для ведения предпринимательской деятельности, преодолеть который подавляющему большинству начинающих бизнесменов будет невозможно, – отмечено в обращении за подписью председателя президиума АКОРТ Ильи Якубсона. – Законопроект разрабатывался втайне от предпринимательского сообщества, не обсуждался широко с экспертами в области налоговой политики, не проходил оценки регулирующего воздействия, он принимается в сильной спешке. Результатом такого подхода является, например, то, что за рамками регулирования останутся интернет-магазины, а также компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях и осуществляющие электронную торговлю по заказам российских покупателей».
Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» с самого начала активно выступала против поспешного принятия налоговых поправок. Даже когда значительная часть замечаний бизнес-коалиции была учтена ко второму чтению законопроекта, и МСБ вывели из-под непосредственного удара, предприниматели не остаются в стороне, понимая, что в конечном итоге налоговые нововведения затронут все компании, вне зависимости от размера и места базирования.
По мнению экспертов «ОПОРЫ России», обсуждаемый законопроект принимается без качественного предварительного широкого публичного обсуждения с предпринимательским сообществом и финансово-экономического обоснования последствий его принятия. Законопроектом устанавливается дополнительное бремя для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, что не соответствует концепции неувеличения фискальной нагрузки на бизнес, ранее озвученной Правительством РФ. При этом у «ОПОРЫ России» вызывает возражения сам подход по принятию законопроектов, касающихся миллионов, без широкого публичного обсуждения и оценки регулирующего воздействия.
Дабы донести проблему до президента РФ Владимира Путина с предложением вести трехлетний мораторий на «любые изменения правил игры для предпринимателей, которые ведут к негативным изменениям условий ведения бизнеса в России, такие как изменения в налоговом законодательстве, изменения регулирующих норм и т.д.», выступил 18 ноября в ходе Форума действий Общероссийского народного фронта глава Калужского регионального отделения «Деловой России» Денис Шаулин.
«Если вспомнить за последние два года самое яркое, наверное, это увеличение социального налога для индивидуальных предпринимателей, что в конце концов повлияло на закрытие бизнесов этих предпринимателей, которые до этого добросовестно платили налоги в казну. Изменение налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество. Теперь это кадастровая стоимость. Честно говоря, бизнес в шоке от таких решений. И последнее, наверное, очень жарко обсуждаемое, это введение торговых сборов для малого торгового бизнеса. В связи с этим, испытывая такие постоянные пертурбации налогового законодательства, бизнес просто не имеет возможности планировать на несколько лет вперед. Те, кто еще сейчас выживает, у них нет уверенности в завтрашнем дне, нет уверенности в будущем», – отметил в своем выступлении Денис Шаулин.
Примечательно, что большинство из опрошенных «Экспертом С-З» представителей крупного рителерского бизнеса предпочли пока уйти от ответа на вопрос, как коснется их бизнеса «торговый сбор», ограничившись комментарием «давайте подождем принятия закона». Это говорит либо о том, что сейчас включились механизмы мощного лоббизма, дабы не пропустить этот законопроект к итоговому чтению. Либо все ресурсы брошены на выработку оперативных мер реагирования, стартующих в случае его принятия.
Например, одним из возможных вариантов развития событий может стать «миграция» крупноформатных торговых операторов из Санкт-Петербурга в Ленобласть – на территории, прилегающие к границам мегаполиса. Эти территории и так всегда были в зоне интересов сетевых торговых девелоперов, а сейчас у этого тренда может появиться дополнительный импульс. Поскольку соседство с городом все равно гарантирует поток покупателей, а стоимость земли в Ленобласти все же чуть ниже, то для торговцев это серьезный аргумент в пользу принятия решения о передислокации. При этом эксперты не исключают, что в кратковременной перспективе это может как подогреть спрос на земельные участки вблизи города, так и дать импульс к развитию новых, пока не застроенных территорий.
Полагаю, это вредная и бессмысленная инициатива, основанная на непонимании базовых вещей макроэкономики. Механизм реализации не прописан абсолютно. Потом будем удивляться результатам. С моей точки зрения, это решение резко негативно повлияет на инвестиционную привлекательность города. Больше всего в этом меня смущает даже не размер платежей, а сам прецедент. Микроэкономика (процесс зарабатывания денег) и макроэкономика различаются между собой принципиально. Если в микроэкономике ключевой вопрос сколько: сколько у меня доходов, сколько прибыли? То в макроэкономике ключевой вопрос зачем: зачем та или иная статья расходов, зачем развивать какое-то направление? У госбюджета нет прибыли, он все деньги тратит. Так зачем собирать с мелкого бизнеса дополнительные деньги, чтобы потом их перераспределить на другую статью? Зачем это делать? Каких-то супердоходов ни у мелкого, ни у среднего бизнеса давно не существует. Ограничений, осложняющих ему жизнь, и так чрезвычайно много. Мелкий и средний бизнес обеспечивают себя и создают рабочие места. Это колоссальный плюс стране: эти люди не стоят на бирже труда и не просят государство о социальных выплатах.
Конечно, этот сбор коснется всех, в том числе крупных ритейлеров. Если такой механизм будет введен, то по нашей исторической традиции мы однозначно получим перегибы на местах. Кроме всех общих негативных тенденций, которые принесло бы внедрение этой нормы на федеральном уровне, еще добавятся разборки между царьками уровня муниципалитета, которым не угодил тот или иной крупный ритейлер.