Строительный еженедельник: Развлекательный локомотив
Второй тип – это традиционные игровые зоны, с автоматами и аттракционами. Представители этого формата – FunCity, Game Zona, Crazy Park, которые арендуют обычно 1-1,5 тыс. кв. м.
Третий – детские клубы, небольшие игровые зоны площадью 200-250 кв. м для детей в возрасте от года до 8 лет. К этой категории относятся Happy City, «Планета игр», «Муравейник», «Солнечное царство». Это яркие, красиво оформленные детские комнаты, в которых обязательно работает обученный персонал – воспитатели, которые будут заниматься с детьми, пока родители ходят по магазинам.
Детские развлечения платят невысокие ставки, ведь по обороту их нельзя сравнить, к примеру, с ювелирным ретейлером. Потому если говорить только о ставке аренды, развлекательные парки нельзя назвать выгодным арендатором. Именно поэтому они обычно размещаются на последних этажах торговых центров, на не самых ликвидных площадях. «Однако ценность развлечений не в арендных платежах, а в том, что они выступают трафикообразующим оператором – они привлекают дополнительную аудиторию в торговый центр, повышают посещаемость, потому они, безусловно, интересны девелоперам торговых центров как «якорь», – уверен Станислава Билень, заместитель директора отдела торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге.
Федор Гавриченко, генеральный директор ООО «Сказочный лес», добавляет: родители охотнее выберут не ТРК с удобной парковкой, многозальным кинотеаторм, большим ресторанным двориком и хорошим расположением, они поедут туда, где будут находиться развлекательные операторы, которые в их глазах связаны с креативностью, пользой для ребенка (спорт, театр, edutainment), и где ценовое предложение покажется им справедливым. «В случае достаточного места на число развлекательных операторов от пяти и выше можно собрать 40-50 торговых операторов именно детского плана, согласных платить гораздо больше и тем самым не только компенсировать низкую ставку развлекательных операторов, а радикально поднять среднюю ставку по всему ТРК», – поясняет господин Гавриченко.
Впрочем, с ним не согласна Екатерина Лапина, вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью Агентства развития и исследований в недвижимости «АРИН»: «Принято считать, что детские центры привлекают в комплекс большее количество посетителей. Однако в последнее время это утверждение ставится под сомнение. Скорее все-таки это реализация менее ликвидных площадей, так как такие арендаторы занимают не самые востребованные площади».