АРИН: Арендаторам становится проще зайти в самые востребованные торговые центры Петербурга
«В 2014 году мы наблюдаем активное развитие новых портфелей клиентов, – отмечает Екатерина Лапина, вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН. – Так, ранее не были представлены в торговых центрах, а сегодня появились МФЦ, новые детские направления, батутные центры. В рамках досугово-развлекательной функции все большую популярность набирает создание детских зон формата edutainment (образование через развлечение)».
По предварительным результатам IV полугодия 2014 года уровень арендных ставок практически не изменился, снижения ставок не произошло. Однако многие ретейлеры массово написали письма с просьбой о снижении стоимости квадратного метра, что повлекло за собой фиксацию ставок на прежнем уровне (без ежегодной эскалации). Также эксперт АРИН отмечают, что с крупными арендаторами собственники готовы работать за процент от товарооборота.
Еще одна тенденция декабря 2014 года – свое присутствие на петербургском рынке сокращают как локальные игроки, так и сети одежды мирового масштаба (New Look, Maratex, Seppalla и т.д). Прежде всего, это вызвано волатильностью курсов валют и нестабильной экономической ситуацией.
Между тем, эксперты АРИН отмечают сегодня усиление интереса к проектам меньшего масштаба – районным и микрорайонным торговым центрам, расположенным вблизи жилых кварталов. «Такие проекты позволяют удовлетворить потребности жителей района, и они востребованы всегда, – говорит Екатерина Лапина. – Арендаторы ориентированы, в первую очередь, на товары повседневного спроса».
Делая прогнозы, эксперты АРИН отмечают, что в среднесрочной перспективе одним из основных направлений развития рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга должна стать реконцепция морально и технически устаревших торговых центров и их адаптация к современным требованиям рынка, особенно в высококонкурентном сегменте региональных и суперрегиональных торговых центров. «Усилится развитие досугово-развлекательной функции торговых центров, в первую очередь, детского развлекательного сегмента. Продолжится период «вторых фаз», то есть развитие уже существующих успешных проектов», – говорит Екатерина Лапина.