Балтинфо: «Планктону» кризис не помеха
Первое, на чем экономят работодатели в кризис, – это кабинеты и люди. По данным опроса HeadHunter, в феврале этого года количество вакансий на рынке труда Петербурга снизилось на 10 – 11% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Упало количество предложений от работодателей в автомобильной отрасли, закупках, управлении персоналом. По ряду позиций спрос на кадры вырос: требуются специалисты в области продаж и рабочий персонал. Число же тех, кто ищет работу, сегодня почти на треть больше, чем ровно год назад.
Это говорит о том, что ситуация на рынке труда Петербурга сейчас нестабильна, но и не критична. В кризис 2008-го, напомним, рынок труда резко упал. Сейчас, говорят в HeadHunter, ситуация иная. Действительно, 20% опрошенных агентством работодателей планируют сокращать кадры. Под угрозой находятся занятые в сфере гостеприимства, административной поддержки, маркетинга, рекламы и PR, бухгалтерии и финансов, юристы. При этом сокращения не будут носить массовый характер: работодатели готовы расстаться с 10-15% своих сотрудников. Одновременно работодатели рассматривают варианты, которые позволят им сэкономить, но сохранить ценный персонал: переход на сокращенный рабочий день или рабочую неделю, отпуска без сохранения зарплаты и так далее. «Опыт прошлого кризиса показал, что непродуманные сокращения персонала оборачиваются не только репутационными рисками для компании, но и не позволяют бизнесу быстро среагировать при улучшении экономической ситуации», – подчеркнули в HeadHunter.
Равно как и рынок труда, первые последствия кризисной волны ощутил и сектор аренды офисной недвижимости. Компании пытаются сократить затраты на занимаемые ими помещения. Причем число свободных «кабинетов» растет как из-за увольнений, так и причине оптимизации площадей и уплотнения сотрудников, отмечают специалисты NAI Becar. Специалисты агентства подчеркивают: ситуация в сфере недвижимости мало похожа на кризис 2008 года, когда количество арендаторов единовременно сократилось на 30-40%, в первую очередь из-за массовых банкротств. Но кризисные тенденции есть. «С начала 2015 года рост вакантных площадей не превысил 3-5%, что является очень существенным показателем для рынка», – комментирует ситуацию на рынке директор департамента брокериджа NAI Becar Михаил Рожко.
Тенденций к массовому уходу арендаторов с рынка сейчас нет. Часть офисных площадей, действительно, высвобождается по причине того, что компании закрывают бизнес. По оценкам NAI Becar, их не больше 10% от общего объема рынка. «Это небольшие компании сферы услуг, мелкой розницы, логистические, консалтинговые компании», – говорят специалисты агентства. Однако объем вакансий увеличивается во всех классах. В первую очередь количество свободных площадей выросло в офисах класса А и B+. Меньше вакансий в классе С, однако там возросла ротация арендаторов.
Увеличение количества переездов специалисты отмечали еще в прошлом году. По данным Knight Frank St. Petersburg, ротация на рынке офисных площадей в целом по 2014 году составила 28%, в то время как годом ранее этот показатель составлял лишь 7%. Причиной всему – стремление оптимизировать собственные расходы или получить лучшие условия при сохранении бюджета на аренду офисного пространства, резюмируют в компании. Специалисты АРИН отмечают: многие арендаторы предпочли во втором полугодии отложить планы по расширению офисных площадей, и наряду с этим стала заметна тенденция переезда арендаторов в помещения меньшей площади, а также из бизнес-центров класса А в бизнес-центры класса B+ с целью минимизации затрат на аренду при сохранении качественных характеристик помещений.
Впрочем, массовой миграции в офисы более низкого класса, по данным NAI Becar, нет. «Во-первых, наученные опытом 2008 года бизнес центры стремятся удержать арендаторов любыми возможными способами, готовы давать скидки и делить убытки арендаторов, – говорит региональный директор EKE Group в России Андрей Хитров. – Во-вторых, переезд – довольно затратное предприятие, и добиться скидки на аренду оказывается выгоднее, чем переезжать в офис классом ниже». По словам Андрея Хитрова, вынуждены переезжать в основном компании, на которых текущая ситуация отразилась в наибольшей степени: логистические, консалтинговые, бизнес, связанный с импортом продукции. Причем, как правило, на переезд решаются представители малого бизнеса, у которого нет резервов на то, чтобы переждать трудный период.
Сокращение площадей и переезд в офисы более низкого класса могут происходить в компаниях, сокративших штат сотрудников или бизнес, добавляет Михаил Рожко. «В нашей практике встречались примеры, когда свои офисные площади сокращали и автопроизводители, и логистические компании, и банковские структуры», – отметил он.
Примеры, когда компании, напротив, именно в кризис пытаются улучшить свои условия за счет более лояльных настроений арендодателей, единичны. «Это редкое явление, – говорит Михаил Рожко. – Лучше рынка себя чувствуют, как правило, государственные или окологосударственные структуры, которые меньше зависят от рыночной ситуации. Такого рода наши клиенты увеличивают занимаемые площади, а иногда даже повышают класс арендуемого офиса». Андрей Хитров также отмечает IT-компании и любой бизнес, который экспортирует продукцию: они сегодня чувствуют себя лучше рынка и активно используют возможность занять лучшие площади за меньшие деньги.
По данным департамента брокериджа NAI Becar, в целом сейчас большинство договоров аренды, срок которых истек в начале этого года, перезаключаются. При этом зачастую договоры оформляются сроком на полгода до прояснения ситуации по временной ставке, которая ниже обычной на 10-40%.
Прогнозы экспертов относительно рынка офисной недвижимости осторожны. По мнению специалистов EKE Group, в течение года его ждет плавный поэтапный спад. На первом этапе арендаторы будут добиваться от арендодателей скидок и дополнительных услуг. Дальнейшую же судьбу рынка определят условия внешней политики и решения ЦБ относительно ключевой ставки, определяющей стоимость кредитов для бизнеса. В худшем случае он рискует остаться без денег, и тогда рынок ждет череда банкротств. «Число вакансий в офисном секторе в этом случае может вырасти на 20%», – прогнозирует Андрей Хитров.