Недвижимость и строительство Петербурга: Обжорство в режиме экономии
По данным Петростата, розничный товарооборот в городе за первый квартал 2015‑го составил 238 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 12,4% меньше, чем за тот же период 2014‑го (доля продуктов — 39%). Наибольший рост потребительских цен отмечен в продовольственном сегменте — на 12,3% за три первых месяца года.
Доля сетевого ритейла в продуктовом сегменте стабильно держится на уровне 70%. В целом выручка сетевиков за квартал оказалась несколько лучше, чем прогнозировали эксперты.
Лидером розницы остается «Магнит». Чистая прибыль федеральной компании за январь — март составила 9,5 млрд рублей, выручка увеличилась до 218,756 млрд рублей — на 33,4%, если сравнивать с аналогичным показателем прошлого года. На протяжении последних лет оператор ведет активную экспансию на рынке Петербурга и Ленобласти. К началу года количество «Магнитов» в мегаполисе подросло до ста. Сеть намерена и дальше расширять свое влияние в Петербурге, планируя довести число точек минимум до 150. В целом на Северо-Западе компания собирается запустить до конца года не менее 90 дискаунтеров.
Объем розничной выручки X5 Retail Group (оператора сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») по итогам трех месяцев составил 182,7 млрд рублей — на 26,7% больше, чем в I квартале 2014‑го. Чистая прибыль подросла на целых 66,5%, достигнув 4,1 млрд рублей. На долю «Пятерочек» приходится более 70% оборота Х5 Retail Group. Сеть намерена открыть в 2015‑м еще около 80 эконом-магазинов на Северо-Западе, но появятся ли новые объекты в Петербурге — пока не известно.
Хорошую динамику продаж продемонстрировала «Лента»: зафиксирован рост выручки на 37,7%, или на 54,5 млрд рублей. С января по март петербургский ритейлор открыл в разных регионах четыре гипермаркета. К началу апреля сеть включала 136 объектов. Кстати, в мае стало известно, что очередной гипермаркет «Лента» разместится в будущем ТРК «Охта Молл». Он займет в комплексе, который финский концерн SRV возводит в Красногвардейском районе, свыше 9000 «квадратов», еще недавно закрепленных за сетью Prisma. Финский ритейлор отказался и от супермаркета в ТРК «Меркурий» в Колпино. Вместо него здесь заработает очередной магазин Spar от компании «Интерторг». А к июлю гипермаркет Prisma в ТРК «Гранд Каньон» трансформируется в супермаркет. Арендованные площади сократят примерно вдвое за счет уменьшения ассортимента непродовольственных товаров.
Ориентированная, как и Prisma, в большей степени на покупателей среднего класса сеть «О’Кей» продолжает работать в минус, хотя выручка и увеличилась на 7,4% — до 37,724 млрд рублей (в основном за счет запуска новых магазинов). Тем не менее по итогам квартала убыток группы компаний составил 153 млн рублей (год назад цифра была куда скромнее — 22 млн). Всего у оператора 113 магазинов в разных регионах. Из них пять открыты в этом году.
Выручка «Дикси» подросла на 27,7% — до 63,6 млрд рублей. В планах компании — открыть еще около 500 магазинов в России, примерно сто из них — в Петербурге, Ленобласти, Новгороде и Пскове.
В планах ТД «Интерторг» — не менее 20 новых универсамов «Народная семья» в Петербурге. Инвестиции в запуск одного магазина могут варьироваться от 20 млн до 30 млн рублей. Напомним, что торговый дом также развивает сети «Идея», «Норма» и Spar (по голландской франшизе). С последним брендом ритейлор готовится выйти на столичный рынок, планируя до конца года открыть в Москве минимум 17 супермаркетов.
В марте заработал шестой продуктовый гипермаркет финского холдинга Kesko в Петербурге. Новая «К‑Руока» обустроена на Шуваловском пр., 45, где прежде размещался другой магазин компании — «K‑Раута». Он переехал в более просторное здание на Парашютной улице. В ближайшие несколько месяцев финны планируют запустить еще два гипермаркета. Их строительство завершается.
Новая петербургская сеть магазинов-кафе «Мировой» собирается в этом году увеличить число точек до 60. Затраты на открытие одного магазина оценены в 7–9 млн рублей. Получается, компания готова инвестировать за год около 0,5 млрд. Первые три гибрида заработали в декабре 2014-го. Ритейлору нужны в аренду встройки от 80 до 200 «квадратов» на первых этажах. Рассматривается и возможность размещения магазинов в торговых центрах, на вокзалах, в аэропорту и бизнес-центрах.
По-прежнему не ясно, когда состоится премьера дискаунт-гипермаркетов «Ряды». Компания «Бигбокс» уже несколько раз переносила открытие. По последней информации, магазин на Шафировском проспекте начнет работать в мае, на Пулковском шоссе — в июне.
С минувшего августа, когда были введены ограничения на поставку импортных продуктов, сети столкнулись с серьезными проблемами по части планирования заказов и формирования складских запасов. Поэтому большинство розничных операторов укрепляет собственную логистику и строит региональные распределительные центры. Заказчиками новых складов в формате built-to-suit уже выступили «Магнит», «Лента», Auchan и Х5 Retail Group.
– Все продуктовые сети более чем активно подбирают новые площадки, однако даже они не готовы платить прежние суммы за аренду. Ритейлоров интересуют разные объекты от 300 кв. м. Ставки — в пределах 1000–1500 руб./кв.м в месяц. Кроме того, продуктовые операторы инвестируют в промышленно-складскую недвижимость, строя собственные логистические терминалы.