Загородное обозрение: Плывем. Куда ж нам плыть?
Северное побережье Финского залива уже семь-восемь лет постепенно прирастает объектами яхтенной инфраструктуры. Спрос на яхты и катера как хобби, средство для путешествий никогда не был высоким, зато отличается стабильностью. Регулярные соревнования и регаты формируют “яхтенный” имидж Петербурга. И если первые яхт-клубы на побережье организовывали энтузиасты, то сейчас это сегмент рынка с группой постоянных участников.
По готовности принимать все виды водного транспорта лидирует, конечно, Курортный район. Практически сразу за новостройками Лахты, если ехать по Приморскому шоссе в сторону Сестрорецка, расположен “Яхтенный порт “Геркулес”. Комплекс сооружений включает причал на 200 лодок длиной от 5 до 30 м, теплый эллинг для хранения судов, а также здание Центра парусного спорта. В центре размещается парусная школа для взрослых и детей, школа виндсерфинга и кайтсерфинга, Санкт-Петербургские мореходные классы (официальное название школы судоводителей). Кроме водных развлечений, к услугам гостей “Геркулеса” несколько теннисных кортов, небольшое шале для жарки шашлыков, а также летний ресторан.
Дальше от Петербурга – в Зеленогорске построен комплекс загородного отдыха “Терийоки” с гостиницей и спа-отелем. В яхт-клубе с собственной мариной на 85 судов организована заправка, а также места для зимнего хранения. Здесь можно арендовать место для яхты и на один сезон, и на длительный срок, до 49 лет.
Но и за пределами Курортного района можно найти место для “парковки” яхт. В 47 км от Зеленогорска, примерно посередине между Петербургом и Выборгом, в защищенной от ветров гавани с глубиной 3-4 м расположен яхт-клуб “Дубковая бухта”, оборудованный охраняемой стоянкой для яхт и катеров с возможностью размещения судов длиной до 24 м. А клуб “Лавола” находится практически на границе с Финляндией, на берегу Сайменского канала. В стоимость пользования местом в “Лаволе” входит заправка питьевой водой и электроэнергией. А с мая по ноябрь, то есть в период навигации, здесь круглосуточно работает плавучая заправочная станция – единственная, не считая терийокской.
Яхт-клубы Курортного района, функционирующие уже несколько лет, стали точками притяжения коттеджных поселков, позиционирующих себя как береговые элитные комплексы и обещающих благоустроенные пляж и причал. Как правило, предполагается, что жители этих поселков смогут пользоваться уже сложившейся яхтенной инфраструктурой клубов. А вот оборудовать свои яхт-клубы даже в элитных комплексах девелоперы не спешат, ограничиваясь сооружением причалов и пирсов для разнообразных водных видов транспорта.
Андрей Тетыш, президент группы компаний “Агентство развития и исследований в недвижимости“, считает: “Строительство поселка с яхтенными причалами и оборудованием в окрестностях Петербурга технически вполне осуществимо. Но создание среды для такого образа жизни требует немалых изменений в структуре пространства – это развитый причальный и набережный фронт, совершенно иная их наполненность. Нужны места для проведения досуга, заправки, эллинги, подъемные механизмы в них и прочее. Яхтинг требует очень серьезных тематических вливаний”. “Яхтинг – довольно дорогой вид спорта, и нужно осознавать, что содержание яхт-клуба будет сказываться на размере затрат на обслуживание. Кроме того, большое значение имеет вопрос хранения и облуживания яхт”, – разделяет мнение коллеги Тамара Попова, руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St. Petersburg.
Нового девелопера заражает драйв идеи тематического поселка, ее новизна и оригинальность. Но для профессионального исполнения нужно рассчитать финансовый эффект, переложить идею на количественные показатели рынка, платежеспособный спрос и возможности адекватного позиционирования. “Даже хороший проект коттеджного поселка подобного рода в Петербурге относится к разряду высокорискованных, – считает Андрей Тетыш. – Летом близость к причальному фронту и воде – большое преимущество, но в межсезонье несколько десятков метров от моря – это пронизывающий ветер, сырость и пустынная набережная”. Стоимость создания причала зависит от географических особенностей побережья. Например, Финский залив у северных берегов в Ленобласти мелководен, несмотря на относительную близость фарватера, так что требуется углубление дна. Плюс гидротехнически непростое сооружение причала, который надо обезопасить от ледохода. В итоге объем инвестиций в строительство марины колеблется от 60 до 200 млн руб. в зависимости от размеров и наполнения дополнительной инфраструктурой (заправка, эллинг для яхт, возможность зимнего хранения). Рисковать такими суммами девелоперы не готовы.
Однако изобилие проектов, так или иначе связанных с выходом к “большой воде”, ставит многих застройщиков перед необходимостью ответить, предусмотрен ли в проекте причал для яхт и маломерных судов. Тамара Попова полагает, что в загородном формате, особенно массового спроса, слово “яхт-клуб” в названии проекта означает наличие причала, максимум лодочной станции. Действительно большие водоемы, где в принципе можно рассчитывать на развитие яхтенного спорта, – это Вуокса и Ладога. Но яхтам, помимо стоянки, нужна инфраструктура, те же эллинги, поэтому активное освоение этих акваторий пока не предвидится. Хотя вдоль побережий развернуто активное коттеджное строительство, ориентируются девелоперы в основном на владельцев катеров и моторных лодок. На Ладоге, например, коттеджных поселков на первой береговой линии не так уж мало: “Тихая Ладога”, “Ближняя пристань”, “Ладожский маяк”, “На Ладоге”. Без сомнения, в каждом будет собственный причал, но никто из застройщиков не анонсирует строительство яхтенных сооружений. Проекты с яхтенными причалами были заявлены на Вуоксе и Суходольском озере, но и там ограничились только пирсами для лодок.
Единственная марина в составе коттеджного поселка на сегодняшний день создана в “Яхт-клубе “Стрелка”, в Приозерском районе, в месте впадения реки Вьюн в Бурную. На стоянке могут храниться разные водно-спортивные снаряды, предусмотрен пирс для 50 судов, эллинг, заправочный комплекс.
А вот обустройство причалов и пирсов, куда менее обременительное для девелопера, идет вполне успешно. Однако пирсы предлагают только жилые комплексы статусом выше экономкласса, Несмотря на то что сооружение причала дело несложное и относительно недорогое, все работы на воде и на береговой линии необходимо согласовывать с природоохранными и другими профильными структурами: получить санитарно-эпидемиологическое заключение об оценке риска для здоровья населения, заключение экологов о воздействии на окружающую среду, разрешение Росрыболовства (часть озер относятся к рыбоохранным, и пользование моторными плавсредствами на них запрещено), решение о предоставлении водного объекта в пользование за плату и договор водопользования. При этом, как считают эксперты, наличие причалов напрямую на стоимости жилья в коттеджных поселках не сказывается. Сама близость водоема уже дает прибавку к цене участка или домовладения, а причал рассматривается как логичное приложение. Так что для продавца его сооружение скорее возможность повысить статус проекта в глазах покупателя, и в недорогих проектах хлопот с множеством согласований девелоперы просто не хотят.