Деловой Петербург: Замерло все до расцвета
Ожидаемый провал Цифры разнятся в зависимости от того, выводила ли компания на рынок новые объекты. «Вывод нового проекта сопровождается пиком продаж: покупатели стараются приобрести жилье по минимальным ценам, на начальной стадии совершаются инвестиционные покупки», – рассказывает начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова. Поэтому на объектах, где состоялось открытие продаж, снижение спроса оказалось минимальным, а в компаниях, не выводивших новых объектов, оно весьма заметно.
«Иллюзий по поводу первого полугодия никто не строил еще в конце прошлого года: ажиотажный спрос на квартиры в октябре-декабре с превышением планов продаж у крупных застройщиков в 3-5 раз закрыл реальные потребности рынка на 4-6 месяцев вперед», – комментирует руководитель департамента продаж и приобретений Surveyor International Group Максим Игнатович. При этом эксперты отмечают, что рынок падал неравномерно. Так, в январе 2015 года еще реализовывались решения о покупке, принятые в декабре, а также закрывались декабрьские сделки, рассказывает Елена Лашаева, генеральный директор АРИН. В январе рынок вернулся к показателям января 2014 года, а затем начался спад, который удалось слегка замедлить субсидированием ипотечных ставок.
«Спрос на квартиры первичного рынка во II квартале 2015 года был достаточно стабилен, и это во многом обусловлено действием программы государственной поддержки ипотечного кредитования», – отмечает руководитель Консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева.
По данным КЦ «Петербургская недвижимость», по итогам первого полугодия 2015 года на первичном рынке жилья Петербурга и пригородной зоны Ленобласти было продано 1,6 млн м жилья (37,1 тыс. квартир), что сопоставимо с показателем аналогичного периода 2013 года, однако на 35% меньше, чем было в первом полугодии 2014 года. При этом структура спроса на первичном рынке Петербурга и пригородной черты Ленобласти в первом полугодии 2015 года не менялась. На жилье массового спроса в общем объеме реализованного жилья традиционно пришлось около 93%. На пригородные территории в первом полугодии 2015 года пришлось 42% спроса в квадратных метрах (около 48% количества заключенных договоров). Больше всего сделок заключается на квартиры стоимостью 1,53,5 млн рублей.
Достроить до конца Объем строительного рынка в Петербурге и пригородах (в радиусе 10 км от КАД) в первой половине 2015 года составил 8,9 млн м, рассказывает коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Денис Бабаков. По его словам, в первом полугодии в этой зоне было сдано в эксплуатацию 1,3 млн м. Ольга Трошева оценивает рынок на конец июня 2015 года в 10,57 млн м. Из них не продано 4,95 млн м (это объем предложения).
По итогам первого полугодия доля сданных домов на рынке новостроек Петербурга составляет 18%, отмечает Елена Лашаева, частично сданы еще 11%. Почти 70% общего объема предложения – это объекты, находящиеся на различных стадиях строительства и достройки. Из них почти 30% планируется достроить в 2015 году.
Все на продажу В первом полугодии 2015 года в продажу поступили квартиры в 64 новостройках, по большей части экономкласса. Застройщики открыли продажи в 24 новых проектах и 40 корпусах уже реализуемых проектов. «По сравнению с первым полугодием 2014 года вывод новых проектов в продажу сократился на 38%, – рассказывает коммерческий директор ООО «Главстрой-СПб» Алексей Гусев, – по итогам текущего года на петербургский рынок первичной недвижимости будет выведено на 50% меньше квадратных метров, чем годом ранее».
В целом по Петербургу и области, по данным КЦ «Петербургская недвижимость», площадь новостроек, выставленных на продажу в первом полугодии 2015 года, составляет 2,2 млн м, что сопоставимо с показателем аналогичного периода 2013 года. Тогда продажи стартовали в объектах жилой недвижимости общей площадью 2,3 млн м. Но это на 23% ниже показателей 2014 года: когда в первом полугодии на рынок вышло 2,7 млн м, во втором – 3 млн м.
Вывод новых проектов на рынок затормозился уже сейчас – этот факт подтверждают и застройщики. «Те проекты, которые по зиме-весне были заявлены наиболее уверенно себя чувствующими застройщиками, подоспеют в продажи только к концу года, – говорит Максим Игнатович, – но уже сейчас очевидно: выводить на рынок многие из заявленных проектов компании не спешат». С этим согласна и Светлана Денисова: «Застройщики ведут себя осторожно, не выводят новые проекты на рынок, откладывают старт продаж».
Все надежды строительные компании связывают с традиционным всплеском продаж в августе-сентябре. Если к этому времени экономическая ситуация в стране улучшится, рынок может выйти на показатели весны 2015 года.