Fort Group запрыгнул в последний вагон
31 августа 2016
В Петербурге состоялось открытие второй очереди ТРЦ «Порт Находка», совместного проекта девелопера Fort Group и РЖД. Компания ожидает, что за счет привлечения международных модных брендов и развлекательной составляющей, число посетителей вырастет более чем в два раза. Однако в условиях переизбытка в городе торговых площадей, существует угроза канибализации собственного трафика, считают эксперты.
Одновременно с запуском ТРЦ «Охта-Молл» финской SRV, петербургский рынок торговой недвижимости пополнил квадратными метрами Fort Group. Компания запустила вторую очередь торгового центра «Порта Находка» у метро «Рыбацкое» в 18 тыс. кв. м, увеличив таким образом общую площадь объекта до 30 тыс. кв. м.
Первую очередь ТЦ, называвшегося тогда «Рыбацкий», Fort Group приобрела в 2011 году. В рамках реконцепции, завершившейся в 2012 году, компания решила сменить название и сделать ставку на одежду экономсегмента. Сейчас якорными арендаторами выступают «Глория Джинс» и дисконт «Спортмастера».
Как пояснила коммерческий директор Fort Group Анна Ермолович, необходимость в расширении на и без того насыщенном рынке Северной столицы связана, прежде всего, с развитием территории у метро «Рыбацкое» как транспортно-пересадочного узла.
«Уже сейчас здесь располагаются железнодорожная станция, метро, остановка автобусов и маршруток. В 2017 году городские власти планируют включить в бюджет проект перехватывающей парковки», – отмечает она. Таким образом, потенциальными покупателями могут выступить не только жители соседних жилых комплексов, но и те, кто едет через «Рыбацкое» на работу и возвращается домой.
Инвестиции в новую очередь составили 1 млрд рублей, которые в виде кредита предоставил Сбербанк. Партнером проекта выступили РЖД, предоставившие земельный участок и получившие в новом ТРЦ офисные помещения площадью 1500 кв. метров.
Сотрудничество с РЖД и расположение вблизи железнодорожной станции Рыбацкое дали идею для оформления ТРЦ: высокая башня с часами на фасаде и широкое открытое пространство внутри должны вызывать у посетителя ассоциацию «с вокзалом в европейском понимании». Яркие цвета комплекса также выбраны сознательно — он должен выступать центром притяжения в общем индустриальном пейзаже.
Ввод новой очереди позволит увеличить трафик с нынешних 8 тысяч человек в день до 20 тысяч, прогнозирует Fort Group. Притянуть новых клиентов, по расчету компании, должны «якорные арендаторы» – продуктовый супермаркет «Перекресток» и кинотеатр регионального оператора «Синема 5». В торговой галерее начали работать расширенные концепции испанского Mango и российского be free. Общепит представлен кафе «Буше» и рестораном «Теремок», в ближайшие месяцы также начнет работать Ginza. «Названия пока нет, но это будет концепция, близкая к «Баклажану», – пояснила Анна Ермолович.
Всего на момент запуска сдано 85% площадей (для сравнения, в недавно запустившемся «Охта-молле» открылось менее половины арендаторов). Пустые места сосредоточены на втором этаже, предназначенном для фэшн-ретейлеров. «Продавцы одежды, действительно, заморозили программы развития, но мы рассчитываем, что по мере того, как покупатели возвращаются к докризисной модели поведения, они возобновят развитие», – отметила топ-менеджер.
Весной 2016 года Fort Group приобрел франшизу испанской Mango. На данный момент открыты три магазина — в подмосковном Зеленограде, а также два в Петербурге — в «Порту Находка» и «Южном Полюсе». До конца года может появиться еще два — в Москве и Петербурге. Также компания откроет парк развлечений Gorilla Park в торговом центре «Пять Озер». «Из-за кризиса стало проще договориться об аренде на более выгодных условиях», – поясняет она выбор нового направления.
По оценке Colliers International, по итогам первого полугодия 2016 г. объем петербургского рынка торговой недвижимости составил 2,68 млн кв. м. Хотя в ближайшее время ввода новых площадей не ожидается, совсем останавливать стройку девелоперы не готовы. К примеру, началось строительство ТРЦ у станции метро «Пионерская» на месте заброшенного кинотеатра «Русь». Потенциал для появления крупного торгового проекта есть и на Васильевском острове. Однако все-таки время гигантов подходит к концу. Перспективными являются локальные торговые центры арендопригодной площадью 10-25 тысяч кв. м в новых жилых районах. Население таких территорий массовой жилой застройки, как Парнас, Девяткино, Юнтолово, Каменка, Всеволожск, Пулково, Ленинский проспект и проспект Маршала Блюхера, в ближайшие годы прирастет на 50-70 тысяч человек каждая. Уже сейчас интерес девелоперов к этим районам выражается в проработке концепций качественных объектов торговой недвижимости.
По мнению экспертов, не исключено, что после запуска второй очереди «Порта Находка» Fort Group может столкнуться с необходимостью изменения концепции первой: в условиях переизбытка в городе торговых площадей существует угроза канибализации собственного трафика. «Если покупатели не будут доходить туда, имеет смысл изменить состав арендаторов», – считает директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. Перспективными могут быть более узкоспециализированный фэшн, к примеру, свадебные салоны, или же товары для дома и общепит.