Новая волна исхода торговцев из центра
07 октября 2016
На основных торговых магистралях Петербурга, начавших оживать после кризисного 2015 года, снова отток арендаторов. Взлетевшие за последние три месяца на 8-20% ставки и снижение продаж заставляют ретейлеров искать более доступные варианты.
Впервые за последний год количество закрывшихся магазинов на главных торговых улицах Петербурга оказалось больше, чем открывшихся, — причем сразу на 10%. Впрочем, говорят в консалтинговой компании JLL, освободившиеся площади будут пустовать недолго: их готовы занимать продавцы дорогой одежды и посуды, а также модные гастропабы и рестораны.
Бегство торговцев из топовых коридоров Северной столицы связано в первую очередь с подорожанием аренды: вдохновленные увеличением спроса на площади в начале года, владельцы помещений не преминули поднять ставки. К примеру, для основной части Невского проспекта (до площади Восстания) максимальные платежи за последние три месяца выросли примерно на 8% – с 12 тыс. до 13 тыс. рублей за кв. м в месяц, а на Старо-Невском проспекте на все 20% – с 5 тыс. до 6 тыс. рублей за кв. м в месяц.
«Некоторые арендаторы были не готовы поддержать повышенные ставки аренды, что привело к освобождению ряда объектов в центре города», – объясняет Юлия Корчемная, руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Петербурге. Например, на Невском проспекте закрылись «Кофе Хауз» (дом 69), «Сбарро» (дом 62), салон МТС (дом 64).
Однако наиболее заметное увеличение свободных площадей (на 2,8 процентных пункта, до 10,3%) наблюдалось на Владимирском проспекте. Там прекратили работу, к примеру, универсам «Реалъ», кофейня «Шоколадница», обувные магазины Basconi и Opera. По словам экспертов, именно обувщики до недавнего времени составляли основную массу арендаторов на этой улице. Однако теперь они все чаще предпочитают открывать точки в торговых центрах. Напомним, в конце лета в Петербурге были запущены «Охта-Молл» и вторая очередь «Порт-Находка», что значительно увеличило переложение площадей.
Зато стало больше арендаторов на Среднем проспекте В.О., где спрос на помещения вырос после открытия метро «Василеостровская», а также на Московском проспекте и Садовой улице.
В итоге в третьем квартале 2016 года доля свободных помещений на основных магистралях Петербурга выросла в среднем на 0,6 п.п. – до 7,1%.
В структуре закрытий в третьем квартале значительно выросла доля продуктовых магазинов – 15% против среднего показателя в 9%, говорят в JLL. Если в 2015 году — из-за снижения ставок и увеличения числа свободных площадей — продавцы продовольствия активно открывались на основных магистралях и прилегающих к ним улицах, то теперь занялись оптимизацией.
Впрочем, с ростом ставок это не связано — многие помещения по-прежнему предлагаются с большим дисконтом, утверждает Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН. Но открытие на основных магистралях не оправдало ожиданий по обороту, который мог бы покрыть плату за аренду. При этом, по ее словам, ретейлеры сохраняют активность и ищут площадки взамен закрывшихся.
Эксперт прогнозирует, что в ближайшее время Невский проспект и другие центральные улицы также недосчитаются точек по продаже янтаря и сувенирной продукции (они активно арендовали помещения в 2015 году). «У многих из них были короткие договоры», – поясняет она.
16% среди закрытых магазинов, по оценке JLL, занимают представители модного бизнеса. Впрочем, по словам экспертов, в отличие от кризисного 2015 года, это связано не с сокращением сети, а с поиском более выгодных условий. Причем чувствительными к ставке аренды оказались даже люксовые игроки.
К примеру, Louis Vuitton съехал с Большой Конюшенной и перенес свой бутик в Староневскую часть Невского проспекта (от площади Восстания до площади Александра Невского), где ставки вдвое ниже, а также лучше ситуация с парковкой.
На освободившиеся места претендуют международные бренды в сегменте «выше среднего», а также новички, которые хотят повысить узнаваемость, размещаясь в топовых локациях. К примеру, эстонская марка Veta, вышедшая на петербургский рынок год назад, открыла флагманский бутик на Невском проспекте, 72.
Рестораны благодаря росту туристического потока тоже готовы платить более высокие ставки. Именно представители общепита забрали себе большинство мест, которые покинули продавцы обуви на Владимирском проспекте. «Причем среди них все больше не сетевых игроков, а единичных проектов — это гастробары и проекты шеф-поваров», – говорит Екатерина Лапина.
Увеличить присутствие стремятся и ювелирные магазины. Например, сеть «585» анонсировала открытие торговой точки на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы.
Среди тех, кто активно открывал точки в третьем квартале, неожиданно высокой оказалась доля продавцов товаров для дома (12%) – и в основном это тоже не дешевые бренды. К примеру, на Московском проспекте начали или в ближайшее время начнут работу магазины Natuzzi, Mario Rioli и Aura of Bohemia, на Большом проспекте П.С. – Kerama Marazzi.
Впрочем, и покинутые объекты в центре города будут пустовать недолго, считают эксперты. «По ним ведутся активные переговоры, и мы ожидаем постепенного поглощения помещений и снижения доли вакантных площадей», – говорит Юлия Корчемная.