Для расчета рыночной стоимости могут использоваться: метод чистых активов, метод рынка капитала, метод сделок, метод дисконтированных денежных потоков, метод капитализации доходов. В идеальном случае стоимость, получаемая различными методами должна быть одинаковой. Однако в реальности она может сильно различаться. Если это различие существенно, следует задуматься о правомерности использования того или иного подхода для данного предприятия, проверить достоверность информации, предоставленной владельцами и полученной из внешних источников.
Метод чистых активов отражает стоимость предприятия как обоснованная рыночная стоимость всех его активов за вычетом текущей стоимости его обязательств и дает наибольшую стоимость при оценке убыточных предприятий, предприятий с высокой долей основных фондов.
Метод рынка капитала и метод сделок в российских условиях практически не используется, т.к. информации о продаже пакетов акций и предприятий недостаточно, и, по мнению оценщиков, она зачастую не является достоверной.
Метод дисконтирования денежных потоков основан на приведении будущих доходов предприятия к текущей стоимости. Применяется для оценки предприятий, приносящих стабильный доход в течение долгого периода времени.
Метод дисконтированных денежных потоков представляет особый интерес не только для целей оценки рыночной стоимости предприятия, но также широко применяется для оценки эффективности инвестиционных проектов.
В последние годы широкое распространение получила новая концепция управления предприятием, ориентированная на стоимость. Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.
Важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Назовем их ключевыми факторами стоимости. Управленческие решения могут оказывать положительное влияние на один из факторов стоимости при одновременном ухудшении другого. Поэтому необходима разработка такой модели, которая позволит учитывать и управлять ключевыми факторами стоимости в целях повышения эффективности бизнеса.