Квартиры у метро “Девяткино”: “Девяткино” примеряется к роли транспортного узла
Частная фирма намерена связать пассажиропотоки хабом
До 2016 года неизвестная рынку компания ОАО “Межрегиональная транспортная компания” (МРТК) планирует построить у станции метро “Девяткино” новый автовокзал, который войдет в состав хаба, связующего автотранспорт с железной дорогой и метрополитеном. Стоимость проекта составляет как минимум 3 млрд рублей. Для развития Девяткино областные власти планируют получить около 3 млрд рублей на строительство развязки КАД в районе нового автовокзала.
Петербургская компания МРТК планирует построить новый автовокзал у станции метро “Девяткино”, который вместе с существующими одноименной железнодорожной платформой и станцией метро составит единый транспортно-пересадочный узел, который чиновники областного и федерального уровня охотно называют хабом. То есть, не выходя на улицу, пассажир сможет попасть из каждого из этих объектов в любой другой.
Планируется, что новый автовокзал будет расположен с другой стороны от железнодорожных путей, относительно существующего ныне автовокзала “Северный”. “Северный” можно очень условно называть автовокзалом — это небольшое строение с двумя билетными кассами и залом ожидания, расположенное у выхода из метро. Прямо напротив существующего вокзала и небольшой площадки для посадки пассажиров возвышаются жилые комплексы, строительство которых продолжается.
В августе прошлого года МРТК приобрела автовокзал “Северный” у компании “Леноблпассажиравтотранс”, которая находится в предбанкротном состоянии. Сейчас с “Северного” отправляется 200 автобусов междугороднего и внутреннего сообщения в сутки.
Как рассказал “Ъ” Алексей Никифоров, заместитель председатель комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области, площадь нового автовокзального комплекса составит 6 га. Помимо автовокзальной площадки, с которой будет уходить 500-600 автобусов междугороднего и международного сообщения в сутки, в состав комплекса войдет парковка на 1000 машино-мест, торговые площадки и коммерческие зоны. “В городе сложно передвигаться на автобусе, самое удобное, как показывает мировая практика, — это вынести автовокзал за пределы кольцевой дороги. “Девяткино” — это единственная станция метро, расположенная за границей КАД и имеющая железнодорожную платформу”, — объясняет господин Никифоров выбор площадки для создания транспортно-пересадочного комплекса. В области рассчитывают, что расположение нового автовокзала позволит ему оттянуть на себя международные и междугородние маршруты, отправляющиеся из центра города, в том числе с автовокзала на Обводном канале. По оценке Алексея Никифорова, в 2013 году должно быть завершено проектирование нового автовокзального комплекса, строительство займет около двух лет и должно завершиться к 2016 году.
ОАО “Межрегиональная транспортная компания” на 100% принадлежит Дмитрию Соколову, выполняющему также функции генерального директора компании. По словам господина Соколова, общая стоимость проекта в Девяткино составляет около 3 млрд рублей, сумма будет уточняться в ходе проектирования. Дмитрий Соколов рассказал “Ъ”, что часть инвестиций составят его собственные средства, часть — заемные, не уточнив процентное соотношение источников финансирования. Окупаемость нового автовокзала в Девяткино господин Соколов оценивает в восемь лет. “У нас есть еще проекты автовокзальных комплексов в Ленинградской области: в Кингисеппе, Киришах, Луге, Подпорожье, Волосове. Помимо автовокзалов в этих городах у нас есть проекты многофункциональных центров по обслуживанию населения. Возможно, такой же МФЦ будет создан в Девяткино”, — говорит Дмитрий Соколов. По его словам, опыт управления автовокзалами у него есть, а МРТК была зарегистрирована лишь в марте 2012 года, чтобы заниматься только автовокзальной деятельностью бизнесмена.
Областные власти считают, что развитие хаба в Девяткино невозможно без строительства новой развязки КАД в створе продолжения Гражданского проспекта, которая подключит комплекс к кольцевой. Стоимость развязки Алексей Никифоров оценивает в 3 млрд рублей, которые область планирует получить из федерального бюджета. На прошлой неделе Александр Дрозденко, губернатор Ленобласти, встречался с министром транспорта Максимом Соколовым, где стороны договорились включить вопрос выделения этих средств в повестку ближайшего заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Проект хаба в Девяткино включен в программу развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года, разработанную по заказу Минтранса.
Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров, с сомнением относится к озвученной инициативе неизвестной компании. “К громким словам о развитии хабов и транспортных узлов я отношусь очень осторожно. По-моему, слишком много говорят о красивых проектах, которые никто потом не видит. Нам нужен не один крупный хаб, а много автовокзалов на приграничных с городом территориях. Был уже такой проект у Смольного — и где эти автовокзалы?” — говорит господин Киселев.
что многие девелоперы планируют в Девяткино строительство жилых кварталов. “После их ввода в эксплуатацию и запуска транспортного хаба ставки и цены на коммерческую недвижимость существенно вырастут, поскольку увеличатся и транспортный, и пешеходный потоки. В частности, если заселится хотя бы 30 процентов будущих жителей, то ставки аренды на коммерческие помещения могут вырасти с 1,2 до 2,5 тыс. рублей за квадратный метр в месяц в ближайшие три года”, —
средняя стоимость квадратного метра жилья в этом районе в зависимости от удаленности от метро составляет от 55 до 65 тыс. рублей. Средняя цена продажи помещений в стрит-ритейле варьируется от 90 до 97 тыс. рублей за квадратный метр.
Владимир Андреев, управляющий партнер NAI Becar Projects, считает, что ввод хаба может ухудшить транспортную ситуацию в Мурино. “При больших объемах строительства жилья в районе существует острая нехватка социальной и инженерной инфраструктуры. Появление у станции метро “Девяткино” транспортного хаба окажет большее влияние на транспортную ситуацию района, чем на стоимость или качество жилья. В районе Мурино расположена только одна станция метро, поэтому появление автовокзала серьезно увеличит нагрузку на нее”, — думает господин Андреев.
Влада Гасникова
“Коммерсант С.-Петербург”, 14.01.2013