Дом.Лента.ру: Краснокирпичный дефицит
«Направление «лофт» (англ. loft – «чердак») зародилось в 1940-х годах XX века в индустриальных кварталах Нью-Йорка. Скачок цен на землю в центре города вынудил владельцев промышленных предприятий вывести производство на окраины. Опустевшие фабричные здания встретили интерес со стороны богемы, привлеченной как характеристиками помещений (высокие потолки, хорошее освещение), так и низкими арендными ставками. Лофты оказались на пике моды к 1950-м годам, именно здесь сосредотачивалась артистическая жизнь Нью-Йорка. Вскоре за оригинальным жильем закрепился статус элитного. Снимать большие площади в историческом центре, в зданиях, уже близких к тому, чтобы получить статус памятника архитектуры, художникам становилось не по карману, и их место заняли успешные адвокаты и финансисты».
Подобную тенденцию мы наблюдаем в последние годы и в Москве – за тем исключением, что пристанищами бедных художников жилые лофт-кварталы все же не становятся. Впрочем, в реорганизованных промзонах тут и там возникают арт-кварталы – офисы, шоу-румы, конференц-помещения для представителей креативных профессий. Правда, жилье дневным обитателям этих кварталов все же приходится искать за пределами креативных кластеров: слишком дорого.
В черте же Санкт-Петербурга можно встретить множество зданий индустриальной архитектуры, но в лофты они не превращаются. «Большинство из них являются предметом охраны КГИОП, – поясняет Сергей Федоров, генеральный директор агентства “Терра Инкогнита”. – До сих пор единицы переделывали под офисы. При снижении спроса в офисном сегменте логично предположить преобразование таких зданий в формат жилого лофта. Его преимущества очевидны – высокие потолки, большие окна и, казалось бы, цена должна быть относительно невысокой для “промышленной” локации, но на практике – реконструировать старое индустриальное здание под жилье дороже, чем строить новое». Поэтому этого практически никто и не делает.
В петербургские лофты можно превратить складские и производственные помещения на проспекте Обуховской обороны, Октябрьской, Арсенальной и Синопской набережных, в районах порта на Васильевском острове. Но наличие подходящих объектов не означает реальную возможность их трансформации в жилые помещения, рассуждает Саша Лукич, главный архитектор и управляющий партнер проектного бюро Portner Architects: . «Во-первых, большинство из этих объектов расположено в малопривлекательных локациях – покупателей не заинтересует жилье в районе с неблагоприятной экологией или с неразвитой транспортной системой. Во-вторых, это очень дорогие проекты для девелопера, которому нужно не просто реконструировать одиночный объект, но и позаботиться о его окружении и инфраструктуре. В-третьих, перевод здания в сегмент жилой недвижимости требует соблюдения строгих нормативов и предписаний, многие их которых, например, показатели инсоляции, крайне трудно обеспечить, так как здания строились по другим стандартам и для других целей».
«Настоящих жилых лофт-объектов в Петербурге практически не существует. На первичном рынке есть проект Jensen Group в Сестрорецке, есть также несколько проектов в разработке. Но пока ни один девелопер смело такой проект не реализовал, делится сведениями Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости компании Colliers International в Санкт-Петербурге. – На вторичном рынке есть несколько примеров успешной стилизации – в основном, в старом фонде. Такие предложения есть и на рынке продажи, и на рынке аренды. Кстати, они пользуются огромной популярностью среди иностранцев, которые очень чувствительны к этой стилистике, к историческому флеру помещения». Ну а пока «Петровский Арсенал» Jensen Group уже почти десятилетие все не выходит на стройплощадку, единственным петербургским лофт-проектом в стадии строительства остается Docklands «Балтийского монолита» – монгофункциональный комплекс на месте бывшего грузового дока речного порта на острове Декабристов в Василеостровском районе.
«Идея родилась от места – это территория старого речного порта. Мы долго думали и решили построить на его месте петербургский аналог London Docklands – района в Лондоне, появившегося в 90-х на месте портовых доков Темзы. Стилизованные районы c этим же именем построены в местах портовых гаваней австралийского Мельбурна и голландского Роттердама», – рассказывает Екатерина Запорожченко, директор по продажам УК Docklands. И, строго говоря, пока предложение классических лофт-проектов в Петербурге ограничивается вот этим единственным. Популярность же промышленной архитектуры именно в качестве статусного места проживания продолжает расти.
«С точки зрения дизайна, стиль лофт входит в нашу реальность (так же, как и стиль шебби-шик). Это демократичные интерьеры, которым придается определенный лоск за счет использования различных элементов. Но лофтов в полном смысле слова в Петербурге пока нет, – рассказывает Елизавета Конвей. – Есть отдельные примеры, где используются элементы этой стилистики, то есть любые индустриальные элементы – кирпич, открытые индустриальные конструкции, наливной пол, минимум декоративной отделки стен и потолка, историческая расстекловка окон».
Как родные смотрятся в лофте разного рода арт-объекты, особенно если это предметы современного искусства, начиная с середины прошлого века – московские «кейсы» это хорошо иллюстрируют.
Не будем забывать, что лофты начались с «Фабрики» Энди Уорхола, самого влиятельного художника и арт-деятеля последнего столетия, прежде чем превратиться в элитное жилье. Сам период зарождения популярности лофтов совпадает с формированием современной элиты, точно охарактеризрованной Девидом Бруксом в его книге «Бобо в раю» как «богемная буржуазия».
Иными словами, будь вы хоть законченным буржуа, теперь нужно держать богемную марку. Лофт, стиль жилья с его принципами естественности возникновения, демократичности, избранности и открытости новому, выражает ценности этого социального класса. Пока миром правят дети хиппи с дипломами лучших вузов мира, стиль лофт будет востребован, а значит – останется инвестиционно привлекательным.
А пока новых проектов практически нет, стиль лофт востребован на вторичном рынке, что уже сказывается на цене оформленных в этом стиле объектов. «Квартир в стиле “лофт” в Петербурге не так много, и на продажу они выставляются нечасто. Цена оказывается существенно выше обычной квартиры, но что касается ликвидности, работает правило для любого эксклюзива: либо жилье быстро находит своего покупателя, либо оно стоит в листинге годами», – рассказывает Владимир Гаврильчук, генеральный директор АН «Адвекс».
Среди тех, кто по различным причинам предпочитает снимать жилье, а не покупать, стиль «лофт» также набирает популярность. Соответственно, и стравки поднимаются по сравнению с другими квартирами сопоставимого качества. «Есть люди – как правило, высокооплачиваемые специалисты или молодые дети состоятельных родителей, – которые ищут жилье именно в стиле “лофт”, и они готовы за этот стиль платить, – объясняет заместитель генерального директора агентства АРИН Владимир Спарак. – В среднем “доплата” составляет 50-70 процентов по сравнению со стандартным вариантом». Звучит впечатляюще, особенно на кризисном рынке. Но даже если рост окажется скромнее, это повод для питерских рантье задуматься о «редизайне» подходящих по своим характеристикам квартир, и о придании им легкого промышленного шарма.