Деловой Петербург: Позитивное влияние
«Бизнес-класс сегодня составляет менее трети рынка, – говорит президент группы компаний «Агентство развития и исследований в недвижимости» Андрей Тетыш. – С течением времени его доля незначительно уменьшается. Правда, это заметно только «аналитикам с пинцетами в руках».
Спрос не удовлетворен По данным аналитиков «Петербургской Недвижимости», на конец I квартала текущего года на рынке Петербурга и Ленинградской области в продаже находилось 334 коттеджных поселка и 28 очередей. Суммарное заявленное количество коттеджей в проектах, находящихся в продаже, составило около 34 тыс. объектов. А количество непроданных коттеджей в проектах, находящихся в продаже, к концу I квартала насчитывало около 18 тыс.
При этом на долю бизнес-класса из них приходилось всего 34 поселка, или 1,8 тыс. коттеджей. Более 60% поселков бизнес-класса, находящихся в продаже, уже пос троены и сданы. Строительство еще 6% завершается. Остальные только начинают строиться. Доля поселков, где построено менее половины домов, составляет около 20%, а где только начато строительство коммуникаций – 12 %. «Необходимо учитывать, что в некоторых проектах строительство может вестись под конкретного заказчика, в то время как вся инфраструктура в поселке готова и коммуникации уже разведены, – отмечает руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева.
Спрос по-прежнему преобладает над предложением. «На рынке заметно больше, чем нужно покупателям, коттеджных поселков экономкласса, – говорит директор департамента жилой недвижимости NAI Becar Полина Яковлева. – Однако предложение объектов бизнес-класса высокого качества достаточно ограничено и пользуется высоким спросом у покупателей».
Действительно, в то время как после ажиотажа 2014 года спрос в целом на загородную недвижимость падает, ряд компаний уходят с рынка или замораживают проекты, в сегменте дорогого жилья ситуация остается стабильной. «В I квартале вышли в продажу два объекта элитного уровня: новая очередь «Медного озера» во Всеволожском районе и Villa Premium в пос. Солнечное Курортного района», – напоминает Андрей Тетыш.
Бизнес-класс более доступен, чем премиум, но дешевой недвижимостью коттеджи этого сегмента не назовешь. «К классу «бизнес» относятся поселки со стоимостью коттеджей 11-21 млн рублей, расположенные в сложившейся зоне застройки бизнес-класса, в основном во Всеволожском, иногда Курортном районе и некоторых зонах Ломоносовского района, например в Низино, – говорит Ольга Трошева. – Возможны варианты, в зависимости от индивидуальных характеристик участка».
Каждый четвертый С продажами в бизнес-классе все не так плохо, как могло бы оказаться в кризис. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи объектов в сегменте за первые 3 месяца 2015 года упали на 32%. А по с равнению с последним кварталом 2014 года – на 43%. Однако эти показатели выше, чем в I квартале 2013 года назад, на 14%.
«Это связано с возросшим в последние годы спросом на загородную недвижимость, – объясняет Ольга Трошева. – Хотя, вполне вероятно, спрос в 2015 году не достигнет уровня 2014 года и вернет-с я на уровень 2013-го».
По данным «Петербургской Недвижимости», в I квартале 2015 года на рынке коттеджных поселков и таунхаусов основное количество продаж традиционно пришлось на участки – это 70% от количества проданных объектов. На втором месте таунхаусы (21% от количества проданных объектов). Коттеджей продали меньше всего – 9% от количества проданных объектов. Из них порядка 25 штук (27%) продано в бизнес-классе.
Значительное снижение продаж в I квартале 2015 года эксперты объясняют тем, что загородный рынок, как и рынок квартир в городских многоэтажных домах, попал под влияние макроэкономической ситуации. «Загородный рынок отреагировал на все эти перипетии стагнацией, – говорит Андрей Тетыш. – В двух проектах вообще продажи приостановлены. По-настоящему спросом пользуется меньше трети объектов, они и продаются хорошо. Для них и кризис не кризис. Покупают сегодня и большие дорогие загородные дома. В среднем в бизнес-классе дом обойдется покупателю в сумму порядка 20-24 млн рублей. С начала года рост цен в этом сегменте составил 7%».
Оперативное решение В «Петербургской Недвижимости» обращают внимание на неестественный, ажиотажный спрос прошлого года. Так, в конце 2014 года спрос был по ряду объектов максимальным, так как многие покупатели, планировавшие приобретение дома или участка несколько позже, из-за ухудшения экономической ситуации вынуждены были принять решение более оперативно.
«Стоит также отметить сезонность спроса на загородную недвижимость, – говорит Ольга Трошева. – На первые месяцы года традиционно приходится снижение продаж». Эксперты отмечают рост покупательского спроса на объекты с высокой степенью готовности и надлежащей инженерной подготовкой.
Если в конце прошлого года сделки во многом совершались для сохранения денежных средств, то в настоящий момент недвижимость в коттеджных поселках покупают с целью строительства и дальнейшего проживания за городом.
Кроме того, по данным «Петербургской Недвижимости», 40% продаж в сегменте бизнес-класса приходится на проекты, вышедшие в 2013-2014 годах.