Спецжилье для студентов: рост популярности
Статистика свидетельствует, что за 13 лет нового тысячелетия количество студентов в мире удвоилось, а ежегодный набор в высшие учебные заведения увеличился с 98 миллионов в 2000 году до 180-ти с лишним в текущем. В соответствии с прогнозами, к 2025 г. в вузы примут 263 миллиона юношей и девушек. А это значит, что новым студентам потребуется значительно больше жилья.
В связи с возрастанием спроса на этот вид недвижимости и его инвестиционную привлекательность сейчас увеличивается количество фондов и частных структур, которые возводят не обычные общежития, как университеты, а специализированное студенческое жилье, т.н. Purpose-Built Student Housing. Обычно это коттеджные поселки или дома с квартирами по блочному типу, т.е. на несколько спален приходится ванная комната, кухня и общая гостиная. В таких структурах предполагается наличие консьержа, охраны и еженедельной уборки. Очень часто в оплату за это жилье входят также пользование спортзалом или тренажерным залом и Интернет. За отдельную плату студенты могут пользоваться услугами прачечной, кафе и парковать на «своей» парковке автомобили.
По цене это жилье дороже, чем традиционные общежития, но намного дешевле частных квартир или гостиниц. Кроме того, поскольку здесь селятся только студенты и обслуживающий персонал, и существует охрана, они считаются безопасными для жизни. К выгодам PBSH можно отнести также более комфортные условия проживания, ведь они строятся сейчас, а общежития при университетах уже отметили 30-ти или 40-летние юбилеи, и уже давно требуют серьезного ремонта, на что, увы, и на Западе не хватает средств.
Пока что PBSH мало даже в США, где их начали строить еще в 90-е годы ХХ столетия. На них приходится только 9% от общего фонда студенческого жилья. В Великобритании этот вид студенческой недвижимости занимает только 4,8%, а во Франции в специализированных комплексах всего 120 тысяч комнат, и то лишь вблизи столицы, в Иль-де-Франс.
Но, поскольку этот бизнес очень выгоден – вложения в него в США и в Англии приносят годовой доход до 10-15%, а во Франции – 5-7%, то вряд ли эта ниша будет долго пустовать. Тем более, что здесь не бывает экономических спадов, а цены на проживание можно потихоньку поднимать каждый год, что управляющие компании с успехом и делают.